Долговая яма для банкиров

08.02.200000:00

В минувшем году административное регулирование со стороны ЦБ было направлено на ограничение операций банков на финансовых рынках (прежде всего валютном) и убеждение кредитных организаций активнее инвестировать в реальный сектор. Пик популярности темы подъема промышленного производства при помощи банковских кредитов пришелся на период правительства Евгения Примакова. Именно при нем чуть было не реализовались идеи создания всевозможных государственных банков развития. Уже тогда мы писали о том, что подобные прожекты в лучшем случае утопичны, а в худшем наводят на подозрения в небескорыстности отдельных высокопоставленных чиновников. И при помощи цифр банковской статистики пытались доказать, что реального роста кредитования промышленности не происходит.

Однако в марте прошлого года нам еще можно было бросить упрек в поспешности выдвигаемых нами статистических данных: ведь для увеличения объемов банковского кредитования нефинансового сектора требовалось как минимум несколько месяцев. Что ж, теперь мы можем взглянуть на ситуацию конца прошлого года (по состоянию на 1 декабря) с банковскими кредитами промышленным и торговым предприятиям.

Ситуация с промышленными инвестициями нисколько не улучшилась в конце года по сравнению с его началом. О категорическом нежелании банков кредитовать так называемый реальный сектор весьма наглядно свидетельствует таблица 1. Немногим более 20 российских банков из 200 крупнейших имеют долю кредитования нефинансового сектора в работающих активах больше 50%. Причем лидерами по доле кредитов предприятиям являются не крупные, а средние банки, у каждого из которых объем кредитного портфеля относительно невелик. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить кредитные портфели нефинансового сектора у этих банков с абсолютными лидерами из таблицы 3 - размеры кредитных портфелей банков из первой и третьей таблиц различаются на порядок. Исключения составили разве только банки "Глобэкс" и "Империал". Однако у "Империала" и "Глобэкса" велика доля просроченных к погашению кредитов. По этому показателю они занимают 21-е и 22-е места среди российских банков и стояли бы сразу после банка "Зенит" в таблице 2.1, если бы мы продолжили список.

Нежелание российских банков выдавать кредиты промышленным предприятиям очень просто объяснить, если повнимательнее рассмотреть таблицы 2.1 и 2.2, где отражены продекларированные просроченные кредиты. Особо подчеркнем, что это только официально продекларированная часть невозвращенных ссуд, которая является лишь верхушкой огромного айсберга проблемных кредитов банка. Как показывает практика, банки стремятся максимально оттянуть момент, когда ссуду придется отнести к официальной просрочке: обычно этому предшествуют многочисленные пролонгации, переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную, различные программы реструктуризации долга заемщика перед банком и так далее. Нежелание банкиров портить свой баланс излишними проблемными ссудами объяснимо. Однако экономической сути это не меняет - проблемный кредит так и останется невозвращенным, на какой бы счет его ни относили.

Еще одно интересное наблюдение можно сделать из сравнения таблицы 2.1 ("Рекордсмены по просроченным кредитам среди крупнейших российских банков (top-200)" с таблицей 2.2 ("Абсолютные рекордсмены по всей российской банковской системе"). Казалось бы, в таблице 2.2 должны находиться в первую очередь так называемые проблемные банки - нынешние и потенциальные клиенты АРКО или общепризнанные кандидаты в банкроты. Однако налицо удивительный (для нормальной рыночной экономики) факт - по 14 позициям из 20 эти списки совпадают. И лишь в шести случаях мы действительно имеем дело с банками, утратившими свой капитал. Столь неожиданная статистика наглядно свидетельствует о том, что крупнейшие системообразующие российские банки обременены тяжелейшим грузом проблемных долгов, что делает их положение на рынке в высшей степени неустойчивым.

И это еще полбеды. В переходных экономиках, в периоды структурных реформ рост доли и объемов проблемных ссуд - явление закономерное. Проблему реструктуризации долгов промпредприятий банкам пришлось решать практически всем восточноевропейским и большинству латиноамериканских стран. Однако дело в том, что такие проблемные ссуды накапливались в банковских системах этих стран в периоды национализации банков. А после разгосударствления и приватизации наблюдалась обратная тенденция: объемы и доля проблемных ссуд в экономике снижалась.

Но в России, как это ни удивительно, основная масса проблемных ссуд образовалась именно в частных банках, а не государственных. Только 3 из отмеченных нами 14 банков имеют право сослаться на непродуманную госполитику в области кредитования - Сбербанк, ВТБ и "Еврофинанс". Все остальные с самого начала создавались как частные банки, нацеленные исключительно на максимизацию прибыли. Так что возьмем на себя смелость утверждать, что огромная масса проблемных ссуд в этих банках образовалась в результате непрофессиональной работы кредитных менеджеров или субьективных действий собственников.

Другой важный вывод - российские банки не несут ответственности за собственные ошибки в выдаче ссуд ненадежным заемщикам в виде банкротства, поглощения более удачливыми конкурентами или смены собственника. Многие из указанных в таблицах 2.1 и.2.2 банков на протяжении многих лет накапливали проблемные ссуды без всякой боязни потерять свою долю на рынке и обанкротиться - это еще одно яркое подтверждение тезиса о том, что главным условием выживания банков на российском рынке является не высокое качество менеджмента, а близость к бюджетным счетам либо экспортным финансовым потокам. К подобным нерыночным условиям конкуренции вынуждены приспосабливаться даже высокотехнологичные банки с иностранным капиталом - такие, как CSFB, Креди Лионе Русбанк, БНП-Дрезднер Банк и ММБ.

КАК МЫ ЭТО СЧИТАЛИ.

1. Общий объем кредитного портфеля:

При подсчете общего объема кредитного портфеля мы учитывали только те кредиты, которые предоставлены на срок свыше одного месяца. Таким образом мы попытались отделить "капитальные" кредиты (например, на приобретение основных фондов) от кредитования оборотных средств. Однако здесь следует учесть один важный нюанс: чтобы "подкрасить" свой баланс, банки очень часто переоформляют в долгосрочные кредиты безнадежные ссуды.

Счета 45204…45208 (все "А") + 47103…47108 (все "А") + счет 45812

2. Счет 45812 "Кредиты, не погашенные в срок негосударственными коммерческими предприятиями и организациями".

следует также учитывать тот факт, что редкий коммерческий банк покажет на этом счете просроченные кредиты в полном объеме. Банки предпочитают сами разбираться с клиентами и не портить свою отчетность.

3. Доля кредитов небанковскому сектору в работающих активах рассматривалась как отношение общего объема кредитного портфеля к работающим активам, которые определялись по следующей формуле:

Работающие активы (РА) = общая сумма всех активов по балансу банков (сальдированные счета актива) - ликвидные активы (ЛА) - ФОР (30202+30204) - защищенный капитал (ЗК) - просроченная кредиторская задолженность (ПЗ) - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (611А-61103)