Top.Mail.Ru
архив

Долой черно-белую дискриминацию!

Крупнейшие российские издательские дома строят собственные типографии, способные печатать большие тиражи в цвете. Газетный рынок истомился в ожидании цветной рекламы. Новые типографии ускоряют процесс «репатриации» российской прессы – заказы от отечественных издателей все активнее перетекают из Западной Европы в Россию. Однако путь на Родину сложен. Главный барьер, мешающий развитию полиграфического бизнеса в России, – негибкость регулирующих органов.

Маршрутами ленинской «Искры»

Российская пресса сбежала в зарубежные типографии в начале 90-х, потому что печататься дома было невозможно. Вспоминает Александр Аржаков, глава российского представительства Ассоциации газетных и медиа-технологий IFRA: «Технологическая база российской полиграфии безнадежно устарела. Та продукция, которую способны были производить типографии, не устраивала издателей. Российские газеты базировались на стандарте управления делами ЦК КПСС: однокрасочная, максимум двухкрасочная печать формата А2 в 8 – 16 полос. Такая технология ограничивала приток денег в газету. В черно-белое издание трудно привлечь рекламодателя, к тому же черно-белая реклама – дешевая. Рынок печатных СМИ с начала 90-х годов требует цвета, и потребность эта все возрастает». Российские газеты, которые хотят выходить в цвете, стоят перед выбором: либо переходить на журнальные машины, либо размещать заказы за границей. И то, и другое – плохо. Журнальные машины резко увеличивают себестоимость продукции, а печать ежедневных изданий за границей, по мнению специалистов, – абсолютный нонсенс. С ежедневной цветной печатью на существующих российских мощностях экспериментирует только одно издание – газета «Новые Известия». Все остальные ежедневные газеты по большей части остаются либо одноцветными, либо двух- трехцветными. Из полноцветных газет, выходящих несколько раз в неделю, за рубежом печатается только «Экстра-М», но и это издание уже строит собственную типографию в Подмосковье. Своим бедственным положением российские типографии обязаны приватизации. Точнее – ее отсутствию. На заре капиталистических преобразований в России была разрешена приватизация издательских предприятий, но была запрещена приватизация предприятий полиграфии. У неприватизированных типографий не хватало ресурсов для технического развития. Пагубнее всего это сказалось на газетно-журнальной отрасли. Сузился спектр технологических услуг, вслед за ним сократился круг заказчиков, а следовательно, уменьшились и финансовые возможности для реинвестирования. В результате типографии отстали от своих клиентов. Сегодня, по мнению Аржакова, российские типографии не являются убыточными, но и средств для перевооружения практически не имеют. Поэтому им остается лишь уповать на инвесторов. Надо сказать, что надеются типографии не зря. Благодаря российским инвесторам началось возрождение отрасли. По словам издателей, полиграфия потихоньку становится бизнесом, причем не с самой низкой доходностью. При правильном менеджменте этот бизнес может быть достаточно рентабельным. Те полиграфические компании, которые сегодня лидируют на рынке, неоднократно и качественно просчитывали свой бизнес.

Свой свечной заводик

Одним из первых, кто показал, что в России можно зарабатывать на печати, и сделал крупные инвестиции в отрасль, была компания «Алмаз-Пресс». Ее почин подхватили и другие участники рынка газетной полиграфии. В Москве сейчас разворачиваются два заметных проекта в этом секторе: модернизация крупнейшего оператора газетного рынка – государственного комбината «Пресса-1» (бывший полиграфический комбинат «Правда»), а также строительство собственной типографии компанией «Экстра-М». Последний пример очень показателен – не только «Экстра-М», но и другие крупные российские издательские дома сегодня предпочитают обзаводиться собственными типографскими комплексами. «Экстра-М» строит типографию в подмосковном Красногорске. Проект разрабатывался давно, и место под него выбиралось не случайно: вынос крупных промышленных объектов за пределы МКАД экономически оправдан. К строительству планировали приступить еще в 1998 году, но все карты спутал августовский кризис. «Экстра-М» строит типографию на собственные и заемные средства. Коммерческий запуск проекта назначен на первый квартал 2002 года. С вводом типографии в строй «Экстра-М» превратится в серьезного игрока на рынке производства газетной продукции. По данным Александра Фокина, генерального директора ЗАО «Курсив», дочернего предприятия «Экстра-М», лишь 30 – 35% мощностей типографии будут заняты печатью собственной газеты, все остальное оборудование отдается под сторонние заказы. Другая организация, пожелавшая обзавестись собственным «печатным двором» – контролируемый ФПГ «Интеррос» издательский холдинг «Проф-Медиа», в который входят газеты «Комсомольская правда», «Известия», «Экспресс-Газета», «Антенна», журнал «Эксперт» и другие. По словам заместителя генерального директора «Проф-Медиа» Евгения Абова, его холдинг сегодня полностью зависит от внешней полиграфической базы. С таким положением в холдинге мириться не хотят. «Для нас очевидно, что массовой газете нужен цвет. Возможности типографий сильно ограничены, – говорит Абов. – Кроме того, работая со сторонними типографиями, мы не можем планировать ценовую политику – в каждом регионе свои порядки и свои особенности. Не менее острой является проблема соблюдения сроков печати, сложно контролировать и качество печати. В результате возникают проблемы с размещением цветной рекламы. Сумма этих негативных факторов подталкивает нас к созданию собственной производственной базы». В отличие от действующей в одиночку «Экстра-М» холдинг «Проф-Медиа» позвал на помощь «варягов» – норвежскую издательскую группу A-Pressen. В обмен на финансирование строительства полиграфической базы норвежцы получили право на покупку 25,01% акций флагманского издания «Проф-Медиа» – газеты «Комсомольская правда». Программа создания собственной полиграфической базы «КП» начинается со строительства типографии в Москве, а затем в течение пяти лет планируется построить еще 12 типографий по всей России. Российская сторона занимается сейчас подготовкой участка под строительство в подмосковном Долгопрудном. Норвежцы, в свою очередь, определяются с поставщиком машин. Не секрет, что планы «Проф-Медиа» вызвали разочарование у «Экстра-М». Говорит Абов: «Очевидно, что «Экстра-М» рассматривала «Комсомолку» в числе потенциальных клиентов. А теперь мы превращаемся в их конкурентов – ведь нам тоже придется привлекать дополнительные заказы. Хотя размеры наших типографий несопоставимы: в московском регионе у «КП» будет установлена только одна машина. («Экстра-М» планирует поэтапно довести число машин до четырех. – Прим. «Ко».) Наши отношения совсем не обязательно будут носить характер конфронтации: на Западе конкуренты часто сотрудничают, перебрасывая в авральные дни заказы друг другу».

Как трудно быть монополистом

Среди других потенциальных игроков рынка цветной печати специалисты называют «Аргументы и факты», издательский дом «Мегаполис» (выпускает газеты «Мегаполис-Экспресс», «Россия», «Литературная газета»). В 2002 году должна запустить свою типографию газета «Из рук в руки» – там предполагается печатать не только газеты, но и журнальную продукцию. Типография планирует закупить две машины у немецкой компании MAN Roland. Некоторые перспективы есть у Типографии им. Пушкина (находится под контролем правительства Москвы) – во всяком случае, для нее уже приобретена 16-полосная печатная машина. Однако в этой типографии слабый менеджмент. Машина доставлена давно, но до сих пор не запущена. По словам генерального директора «Алмаз-Пресс» Марины Переверзевой, Типография им. Пушкина испытывает серьезные проблемы с логистикой, персоналом и инфраструктурой. Журнальный сектор отличается от газетного гораздо большей децентрализацией. Самый крупный оператор – компания «Алмаз-Пресс» контролирует всего около 10% рынка. Такая ситуация в значительной степени объясняется самим характером рынка – в России, как и во всем мире, множество малотиражных журналов. Журнальные заказы выполняются в небольших типографиях на недорогих машинах малой производительности. Несмотря на малую долю рынка, «Алмаз-Пресс» остается своеобразным монополистом – практически никто, кроме этой компании, не обеспечивает качество печати западноевропейского уровня при больших тиражах и за короткие сроки. Слабая конкуренция не радует, а наоборот, огорчает руководство «Алмаз-Пресс». «Мы – единственные в своем роде, и это плохо, – говорит Марина Переверзева. – Во-первых, порой мы вынужденно упускаем заказы – их просто некому перебросить. Во-вторых, когда вы работаете без конкуренции, у клиента возникает вполне объяснимое недоверие к вам. Но главная причина все-таки в другом. Во всем мире у каждой типографии своя узкая специализация: существуют компании, которые занимаются исключительно какой-либо отделочной операцией – например, брошюровкой. Мы же вынуждены сами покупать машины для отделки, но эти машины не окупаются, потому что практически никогда не бывают загружены на расчетную мощность. На развитом рынке такая интеграция в масштабах одной типографии неэффективна, но нам приходится держать «натуральное хозяйство», чтобы не потерять в качестве и не упустить клиента». Компания «Алмаз-Пресс», как и все, занята расширением своей технической базы: на площадях в Очакове устанавливается новая линия. После ее запуска доля рынка, которую сможет занять «Алмаз-пресс», теоретически может достигнуть 35 – 40%. По неофициальным данным, поставка новых машин осуществляется на средства немецкого издательского концерна Bertelsmann. Подробности сделки пока выяснить не удается, тем более что Марина Переверзева без энтузиазма высказывается о союзе с иностранными инвесторами: «Нам поступали предложения от иностранных партнеров – инвестиции в обмен на пакет акций. Но такой вариант нас пока не устраивает: неизвестно, как себя поведет инвестор дальше – будет ли он стремиться к развитию или ограничится присутствием на российском рынке. Единственные, к кому у нас есть доверие, – концерн Bertelsmann».

Таможня добра не дает

Возвращению заказов в Россию мешает неопределенная ситуация со льготами по НДС для средств массовой информации. Согласно российскому закону о СМИ, а также международной практике, средства массовой информации должны освобождаться от уплаты НДС. При этом в России с издателей НДС действительно не взимается, зато таможенные пошлины и НДС в полной мере взыскиваются с полиграфистов – как за ввозимое оборудование, так и за ввозимые расходные материалы (краску, бумагу и т.д.). В результате общая цена издания растет. «Нельзя реализовать свободу слова, не реализовав экономическую свободу СМИ, а один из путей реализации экономической свободы – сокращение немотивированных издержек, – говорит Марина Переверзева. – Закон о СМИ требует возврата НДС, но фактически возврата не происходит. Требовать возвращения НДС через суды бесполезно: есть прецедентное право – суд однажды уже отказал вернуть НДС «Медиа-Мосту». В случае с «Алмаз-Пресс» убытки – то есть невозвращенный государством НДС – составили более $9 млн. Кроме оборудования нужно учитывать затраты на расходные материалы. 60% себестоимости полиграфии – это бумага. И российские, и финские типографии используют финскую бумагу, но у нас она дороже на 20%. Оборудование тоже дороже на 20%. В такой ситуации наша рентабельность не превышает 8%. Под такую рентабельность никто из инвесторов не будет вкладывать деньги». Есть два способа выхода из ситуации. Первый – полицейский: взять и ввести таможенные пошлины и налоги на ввоз печатной продукции из-за рубежа. Второй путь более прогрессивен: нужно отменить НДС и таможенные пошлины на импорт материалов и оборудования, которые не производятся в России и предназначены для производства СМИ. Пока у полиграфистов не хватило сил пролоббировать ни одно из этих решений.

Еще по теме