"Долю рынка можно купить за деньги"
КОМПАНИИ, работающие в сфере экспресс-доставки в России, пережили самый любопытный период своего развития. Сразу две лидирующие на национальном рынке курьерские компании - DHL и TNT подвели итоги своей работы в 1999 году. Несмотря на то что достигнутые результаты весьма скромны, можно смело утверждать: именно в прошлом году лидеры рынка окончательно определились, чего, собственно, они ждут от своего российского бизнеса. Еще в начале 1998 года Абилио Варела, генеральный директор TNT в России, произнес фразу, определяющую тенденции рынка экспресс-доставки: "Доля рынка - это вещь, которую можно купить за деньги". Похоже, весь 1999 год и DHL, и TNT, и их конкуренты покупали в России не объемы продаж, а "фьючерсы" на будущие продажи. И эти фьючерсы должны быть реализованы в ближайшие 2 года.
По данным DHL, рост оборота компании с января по декабрь 1999 года составил в денежном выражении 16%, а по количеству отправлений - чуть менее 10%. В течение года открыто 14 новых офисов в регионах. По словам Ника Бутчера, исполнительного директора DHL по Центральной и Северной Европе, за год компания инвестировала в свое развитие в России $5 млн - это несколько меньше, чем в прошлые годы, на которые пришлись основные вложения DHL. Большая часть средств потрачена на открытие офисов, улучшение сервиса и внедрение новых технологий.
Оборот TNT в России за 1999 год вырос на 2,25% - при этом, по мнению Абилио Варела, эти результаты достигнуты за счет введения в апреле 1999 года нового спектра услуг, скорректированного в соответствии с падением покупательной способности населения. Впрочем, по словам Варела, "в послекризисный год, когда традиционный для TNT в России 40 - 50-процентный рост был заведомо нереален, компания сосредоточилась на развитии своей внутренней инфраструктуры и подготовке кадров". Помимо этого TNT именно в 1999 году полностью сменила свой российский автопарк и вложила крупные средства в усовершенствование компьютерной сети компании.
Между тем, по данным TNT, отставание объемов экспортных отправлений от импортных в компании составило всего 4%: фактически из России отправляют столько же посылок, сколько и принимают, и это соотношение достигнуто только в 1999 году. Кстати, конкуренты подтверждают тенденцию к росту российских отправлений. Есть неплохие изменения и на российском внутреннем рынке доставки: по словам Тихона Евдокимова, коммерческого директора DHL в СНГ, рост объемов внутрироссийской доставки составит в 2000 году не менее 25%, а доходы, ожидаемые от продаж услуг логистики, как ожидается, вырастут минимум вдвое.
Вероятно, основная борьба между конкурентами - DHL, TNT, UPS и FedEx - в текущем году будет происходить не только в Москве, но и в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге (основными конкурентами останутся DHL и TNT), а также в Новосибирске. Компании также будут продолжать борьбу за "промышленного" клиента: подъем в российской промышленности, вероятно, вызовет уже в 2000 году первые столкновения между крупными игроками. Именно на этих рынках и выяснится, кто из конкурентов удачно прожил "год внутреннего роста", а для кого он стал годом депрессии.