Top.Mail.Ru
архив

Дом, который перестроил Джек

Глава General Electric Джек Уэлч, по признанию Financial Times, – самый уважаемый руководитель в мире. За свою карьеру он совершил четыре революции, которые превратили динозавра американской индустрии в открытую для новаций корпорацию.

В ноябре прошлого года The Financial Times опубликовала несколько рейтингов, согласно которым «самой уважаемой в мире компанией» признана General Electric, а «самым уважаемым руководителем в мире» - председатель совета директоров этой компании Джек Уэлч. Уэлч возглавляет GE c 1981 года и за 20 лет осуществил в ней четыре «революции», превратившие динозавра американской индустрии в открытую для новаций корпорацию, которая занимает ведущие позиции в мире по всем направлениям своей деятельности.

«Шесть Сигма»

Вооружившись игрушечными катапультами, эти люди часами пуляют из нее теннисными шариками, целясь в пустую банку из-под кофе. Задача у них сложная - в каком бы месте ни находилась банка, научиться так регулировать катапульту, чтобы попадать в банку первым же выстрелом. Делают они это не ради забавы, а для того, чтобы постичь все тонкости метода, который называется «конструирование экспериментов» и является альтернативой хаотичному процессу решения задач путем проб и ошибок.

Все это происходит в компании General Electric, а метод конструирования экспериментов является составной частью программы по повышению качества «Шесть Сигма», которую Джек Уэлч запустил в 1995 году. Эта программа стала четвертой «революцией» Уэлча в GE. «Ко» уже подробно писал о сути этой программы (см. статью «Черный пояс по статистике», № 26), поэтому сейчас мы упомянем лишь о главных ее целях. «Шесть Сигма» призвана сократить количество допускаемых работниками компании ошибок путем обучения сотрудников статистическим методам анализа деятельности. Эффективность работы достигает уровня 6 сигма, когда количество совершаемых ошибок равно 3,4 на один миллион действий.

Достичь такого уровня GE, по замыслу Джека Уэлча, должна к 2000 году. Выполнить эту задачу невероятно сложно, поскольку в 1997 году, например, эффективность GE по этой шкале равнялась 3,5 сигма - примерно 50 тыс. ошибок на миллион. На эту программу компания тратит почти по полмиллиарда долларов в год - в 1998 году на обучение сотрудников GE было потрачено $450 млн. Отдача от ее реализации в прошлом году составила $1,2 млрд.

Что же касается трудновыполнимости программы, то на постановку таких задач - так называемых stretch goals - Уэлч идет сознательно, считая, что только подобным образом можно заставить работников мобилизовать все свои ресурсы. Свою жизненную stretch gоаl Уэлч уже давно выполнил, став одним из самых знаменитых людей, которые сделали себя сами.

Юношеский предел мечтаний

По происхождению Уэлч - типичный средний американец из типичного американского городка. Детство и юность Джека прошли в Салеме, штат Массачусетс, который прославился в свое время судебными процессами над ведьмами и прочей нечистой силой. Возможно, кто-нибудь из салемских обитателей продолжал верить во всякую нечисть и в XX веке, но только не отец Джека - железнодорожный кондуктор Джон Фрэнсис Уэлч. «Более симпатичных соседей трудно даже представить», - говаривал он, поглядывая через забор на кладбище, которое окружало дом Уэлчей с трех сторон. Джек тоже был не из пугливых - любимым местом игр Уэлча-младшего и его друзей была «Яма» - пустырь неподалеку, где маменькиным сынкам делать было нечего. Уэлч настолько высоко ценит школу жизни, которую он прошел в «Яме», что назвал в честь пустыря главную аудиторию учебного центра GE в Кротонвилле, где проходят тренинг сотрудники гигантской компании.

Окончив среднюю школу, Джек поступил в Массачусетский университет и первым из Уэлчей получил высшее образование. В университете Уэлч был одним из лучших, поэтому сразу по окончании учебы ему было предложено продолжить образование в аспирантуре университета Иллинойса. В 1960 году 25-летний доктор химических наук получил три приглашения на работу, выбрав из них отделение GE в Питтсфилде - просто потому, что этот завод был ближе других к родительскому дому. Молодому химику положили $10 500 годового жалованья. «Я тогда мечтал о том, чтобы к тридцати годам зарабатывать $30 тыс.», - признавался впоследствии Уэлч.          

Эра пластмассы

В культовом фильме 1967 года «Выпускник», сделавшем знаменитым Дастина Хоффмана, есть эпизод, в котором главный герой никак не может решить, какую карьеру выбрать. И тут уважаемый бизнесмен, друг семьи, доверительно шепчет на ухо истерзанному сомнениями герою Хоффмана: «Пластмассы...»

Уэлч оценил перспективность пластмасс еще раньше. Он начал свою карьеру в GE, имея в помощниках всего одного лаборанта, но в итоге стал одним из главных виновников превращения GE Plastics в многомиллиардный бизнес. Впрочем, GE едва не лишилась своего будущего председателя совета директоров, когда после первого года упорного труда и значительных успехов руководство компании предложило ему стандартную прибавку к жалованью - $1000, которую получали все без исключения менеджеры независимо от достигнутых показателей. Разочарованный уравниловкой, Уэлч ушел из GE и уже собирался организовать прощальную вечеринку перед отъездом в Чикаго, где он получил работу в компании International Minerals & Chemicals, когда босс Уэлча - Рубен Гутофф пригласил его на ужин. В итоге Гутофф, которого весьма впечатлил старт Уэлча в GE Plastics, уговорил Джека вернуться, пообещав ему большую самостоятельность и более привлекательные условия работы. «Пока я в GE, - сказал Гутофф, - у тебя будет возможность пользоваться всеми преимуществами большой компании и игнорировать все ее недостатки». Подобными категориями мыслил впоследствии и сам Уэлч, взбираясь все выше в иерархии GE.

«Нейтронный Джек»

В 1968 году Уэлч стал самым молодым генеральным менеджером в GE, пройдя затем за тринадцать лет путь до самого молодого в истории GE председателя совета директоров. Тогда никто еще не предполагал, какие перемены произойдут в одной из крупнейших компаний мира.

Но Уэлч, что называется, взял с места в карьер, изложив на первом же собрании в присутствии 500 генеральных менеджеров свое кредо: «В мире бизнеса можно быть только первым номером или в крайнем случае вторым. Третье место нас уже не устраивает. Малодоходные предприятия должны быть либо реорганизованы, либо закрыты, либо проданы».

Так началась грандиозная реструктуризация GE, в целесообразности которой не был уверен никто, кроме Уэлча. Если в каком-то из направлений бизнеса у GE не было шансов догнать ушедших вперед конкурентов, то Уэлч отказывался от этого направления - даже если этот бизнес приносил доход на внутреннем американском рынке.

В итоге за время реструктуризации Уэлч продал более 300 малорентабельных компаний на сумму почти $15 млрд, одновременно приобретя свыше 500 перспективных предприятий, потратив на это $53,2 млрд. Численность работающих в GE уменьшилась c 440 тыс. в 1981 году до нынешних 290 тыс.

За это Уэлч получил в начале 80-х прозвище «Нейтронный Джек» - по аналогии с нейтронной бомбой, уничтожающей людей, но оставляющей невредимыми промышленные объекты. Однако это только одна сторона реструктуризации. Другая такова: из 12 оставшихся производственных подразделений GE 11 стали занимать первые или вторые места в мире в своей сфере бизнеса. Реструктуризация принесла компании рост ежегодной прибыли по США с $1,7 млрд до $2,3 млрд. Так что к в 1985 году, когда программа реструктуризации была в основном завершена, уже никто не вспоминал о прозвище «Нейтронный Джек». А в 90-х, когда с проблемами, вызванными несовершенством их структуры, столкнулись многие ведущие мировые компании, стало ясно, что Уэлч обошелся малой кровью, заранее предвосхитив грядущие проблемы. Если в начале 80-х годов практически всем сокращенным работникам GE удавалось без труда найти новую работу, то социальные последствия реструктуризации в 90-е годы оказались для других компаний гораздо болезненнее.

«Культурная революция» по Уэлчу

Однако структурные изменения были лишь первым этапом в планах Уэлча по преобразованию GE. «В первой половине 80-х мы провели реструктуризацию и изменили внешний облик компании, - говорит Уэлч. - Это был самый легкий этап. После него нам предстояло изменить самих себя». Лен Шлезингер, консультант, которого пригласили для претворения в жизнь этой программы Уэлча, назвал ее «самым крупномасштабным запланированным изменением человеческого поведения после китайской «культурной революции».

Программа была направлена на то, чтобы достичь четырех основных целей: создать в компании атмосферу доверия, придать всем без исключения работникам уверенность в себе, ликвидировать все ненужные бюрократические препоны и, таким образом, превратить GE в компанию, свободную от барьеров.

Для бюрократов наступили тяжкие времена. По образному выражению вице-президента GE Денниса Даммермана, «на кухне внезапно включили свет, и вдруг выяснилось, что укрыться в привычных щелях бюрократизма уже невозможно. Бюрократы уходили из компании толпами».

Действительно, управленческая вертикаль в GE представляла тогда собой систему барьеров и фильтров, через которые трудно было пробиться наверх дельной идее, рожденной на каком-либо из нижних этажей. Порой дело доходило до курьезов - так, работу бойлерной на одном из заводов контролировал пятиступенчатый менеджмент.

В соответствии с новой программой роль менеджеров менялась кардинально - они не могли оставаться безличными автократами, которые могли манипулировать управленческой структурой ради достижения результата. Теперь работник GE любого уровня мог стать генератором идеи, не боясь того, что инициатива будет наказана. Он же мог стать человеком, которому эту идею поручали претворить в жизнь, причем в этом случае он имел прямой выход на самый верх, а менеджерам предписывалось ликвидировать все барьеры, мешающие реализации идеи.

Принцип «свободы от барьеров» превратил 12 глобальных подразделений GE в одну громадную лабораторию по генерированию новых идей.

Благодаря этой «культурной революции» компания в 1992 году получила прибыль в $4,7 млрд.

Ускорение по-американски

General Electric ведет отсчет своей истории с 1878 года, когда знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон основал компанию General Electric Light. В 1892 году после слияния с Thomson-Houston Electric преобразована в General Electric. Является единственной компанией, которая была включена в индекс Dow Jones в 1896 году и остается в нем по сей день.

В 1905 году компанией выпущены первые в мире электроутюг и тостер, два года спустя - первая лампа накаливания с вольфрамовой нитью. В 1917 году изготовлена первая партия бытовых холодильников, в 1923-м построен первый в США дизель-электровоз. В 1926 году запатентован метод записи звука на фотопленку - благодаря этому появилось звуковое кино. В 30-е годы налажен выпуск всей гаммы электрических бытовых приборов - от кондиционеров до миксеров.

1942 год - турбореактивные авиационные двигатели, первый в мире электронный микроскоп. В 1947 году GE выпускает первую автоматическую стиральную машину, в 1955-м компанией изобретен метод выращивания искусственных алмазов, в 1960-м - карбидные шарики для шариковых ручек. В 1969 году американский астронавт Нил Армстронг первым ступил на поверхность луны в ботинках, сделанных из силиконовой резины, разработанной GE. В 1976 году разработан сканер компьютерного томографа.

С 1981 года GE возглавляет Джон Фрэнсис Уэлч. В настоящее время General Electric является одной из самых многопрофильных компаний в мире. В состав GE входят телекомпания NBC и 10 отраслевых отделений (GE Aircraft Engines, GE Appliances, GE Capital Services, GE Industrial Systems, GE Information Services, GE Lighting, GE Medical Systems, GE Plastics, GE Power Systems, GE Transportation Systems). Практически все они являются мировыми лидерами в своей области.

На сегодняшний день компания занимает второе место в списке 500 ведущих компаний по рыночной капитализации. Валовой доход в 1998 году составил $100,5 млрд, прибыль - $9,296 млрд. Число занятых - 290 тыс. человек. Штаб-квартира расположена в городе Фэйрфилд, штат Коннектикут, США.

А Джек Уэлч тем временем объявил о необходимости ускорения перемен, происходящих в компании, и о сокращении времени на принятие самих решений. «Свобода от барьеров» помогла раскрутить новый механизм решения проблем и принятия решений. Любое из 12 подразделений теперь было готово подключиться к задаче, с выполнением которой у другого подразделения возникали проблемы. Если раньше неудача какого-либо подразделения, допустим Power Systems, воспринималась другим подразделением (например, Aircraft Engines) как фон, на котором она будет выглядеть еще лучше, то теперь GE рассматривается всеми ее составляющими как единое целое. Уэлч добился этого в том числе благодаря 17-миллиардной программе по выкупу собственных акций, начатой в 1994 году. К концу 1998 года GE выкупила 287 млн акций на сумму $13,6 млрд, которыми владеют более 27 тыс. работников компании. Теперь в подразделениях GE нет понятия «это не моя проблема» и все заинтересованы в общем успехе.

Решения, на принятие которых во многих компаниях уходят месяцы и годы, в GE принимаются за считанные дни. Своеобразный рекорд - покупка телекомпанией NBC, являющейся подразделением GE, эксклюзивных прав на трансляцию Олимпийских игр вплоть до 2008 года. Решение о сделке стоимостью $4 млрд было принято за два дня.

Кому будет передана эстафета?

На страницах деловых изданий всего мира с живейшим интересом воспринимаются кадровые перестановки в высших эшелонах власти GE. Связано это с тем, что Джек Уэлч объявил о своем решении отойти от дел в декабре 2000 года, когда ему исполнится 65 лет. Теперь любая рокировка в коридорах власти GE - повод для очередного прогноза касательно преемника Уэлча. Надо сказать, что дело это неблагодарное, поскольку, по образному выражению журнала Fortune, из наиболее вероятных претендентов на пост председателя совета директоров GE «можно составить хоккейное звено с не менее сильными игроками на скамейке запасных». Сам Уэлч не слишком любит распространяться о своем преемнике, а в одном из интервью немецкому журналу Manager Magazin даже обмолвился, что компанией в будущем вполне могут управлять двое-трое его нынешних коллег. Как бы там ни было, преемнику Уэлча, возглавившего в 1981 году компанию с рыночной капитализацией в $12 млрд, достанется крупнейшее в мире наследство - концерн, рыночная капитализация которого недавно превысила $300 млрд.

Еще по теме