Дом себе на уме
В ближайшие годы в мире на стыке рынков недвижимости и технологий появится новый сектор – операторов цифровых домов. В этой нише начнут работать компании, которые займутся инсталляцией и поддержкой оборудования «умных домов», обеспечением связи и доставкой контента. Через три года в мире будет насчитываться около 100 млн интеллектуальных домов.
Из этого дома невозможно выйти, забыв ключи, – дверь за спиной от сквозняка не захлопнется. Чтобы покинуть квартиру, владелец должен воспользоваться радиоключом и голосом приказать двери открыться. Управление кондиционером, холодильником и другой бытовой электроникой происходит при помощи голоса либо посредством сигналов мобильного телефона – например, направляясь по раскаленным улицам Сеула домой, хозяин может послать кондиционеру SMS с приказом охладить воздух в квартире.
Однако главными героями цифрового дома Samsung являются не кондиционер, система безопасности или холодильник с доступом в Интернет, а плазменные панели, исполняющие роли телевизора, терминала видеосвязи и смартфона. Последняя роль наиболее любопытна: видеопанель рассказывает хозяину об обстановке на дорогах, помогая выбрать маршрут движения по городу; транслирует интерактивные ТВ-шоу и позволяет прямо из квартиры проводить финансовые транзакции. Цифровой дом UbiquitousHall располагается на первом этаже одного из офисов Samsung в Сеуле. Занимая несколько комнат, он имитирует городскую квартиру.
Волна номер три
«За последние 45 лет человечество пережило три технологических бума, – говорит вице-президент по маркетингу, глава подразделения цифровых медиа-технологий SamsungElectronics Дэвид Стил. – Компьютерный бум начался в 1960-е годы и продлился до исхода тысячелетия. Телекоммуникационный сектор начал быстро увеличиваться в 1970-е, и рост продолжается до сих пор. Однако главная зона развития технологического рынка сегодня – это бытовая электроника. Сектор потребительской электроники пошел в гору в 1980-е годы, и сейчас он является главной площадкой, на которой происходит синтез компьютерных и телекоммуникационных технологий».
Идея цифрового дома помогает компаниям – производителям бытовой электроники «оседлать» третью волну, о которой говорит Стил. В 1990-е годы Samsung и его конкуренты производили «просто телевизоры» и «просто видеокамеры», теперь они изменили подход и предлагают покупателю не разрозненные приборы, а цифровую среду обитания.
«Цифровой дом, который вы видели, стоит около $300 000 – столько же, сколько недорогая квартира на окраине Сеула, – говорит вице-президент, руководитель подразделения цифровых домашних сетей SamsungElectronics, Ричард Ким, – но он представляет собой выставочный экземпляр с максимальным набором возможностей. Коммерческие проекты, которые мы уже построили в Сеуле, имеют меньше функций и стоят дешевле. В любом случае мы позиционируем цифровой дом в секторе high-end».
В Корее – строительная лихорадка. Горожане переселяются из штампованных железобетонных домов средней этажности в высотные монолиты. Продвижение цифрового дома Samsung начала с Сеула – компания договорилась со строительными Regimetics, Dongmoon и Daerim и вместе с ними устанавливает в дорогих новостройках инфраструктуру будущего интеллектуального жилища. «Мы уверены в том, что обитателям новых домов потребуются высокоскоростной Интернет, современные системы безопасности и климат-контроля. Фактически мы предлагаем им инфраструктуру будущей домашней ERP», – говорит Ричард Ким.
Бесконечная игра
Термин ERP, который употребил Ричард Ким, означает Enterpriseresourceplanning (система управления ресурсами предприятия). Это понятие пришло из интеграторского бизнеса. Отношения к бытовой электронике до последнего времени термин ERP не имел, но с появлением интеллектуального дома ситуация начала меняться. Телевизор, кондиционер, холодильник перестают быть «коробочными продуктами», которые, чтобы начать эксплуатировать, достаточно распаковать и подключить к электропитанию. Они становятся компонентами домашней сети, а значит, требуют настройки и координации друг с другом. При этом разовой инсталляцией обойтись не удастся, ведь цифровой дом – это не столько готовая коллекция, сколько конструктор для создания среды обитания. Производители сделают все возможное, чтобы заставить покупателя через 2-3 года сменить устаревшую модель телевизора на новую, более современную (одним из проявлений технологической революции, о которой говорит Дэвид Стил, стала частая смена человеком электронных устройств, сопровождающих быт). В конце 1990-х производители мобильных телефонов, например, полагали, что пользователи будут менять трубку каждые 6 – 9 месяцев. Кризис, грянувший на ИТ-рынке весной 2000 года, остудил горячие головы маркетологов и заставил их примириться с тем, что люди меняют телефоны раз в полтора-два года. Тем не менее от идеи «искусственно старить» собственную продукцию, выводя на рынок все новые и новые технологии, производители отказаться не могут. Составляющие интеллектуального дома будут постепенно выходить из моды – за устаревшим телевизором последуют холодильник и DVD-проигрыватель. Таким образом, цифровой дом – это бесконечная игра, в которую производители предлагают играть покупателю. Сможет ли последний играть самостоятельно, или для того, чтобы менять блоки и перенастраивать систему, ему потребуется союзник – компания, которая будет заниматься инсталляцией и поддержкой домашней ERP?
Ричард Ким склоняется ко второму варианту. Он полагает, что в ближайшие годы на стыке рынка недвижимости и технологического рынка появится новый сектор – операторов цифровых домов. Однозначного ответа на вопрос, что за компании будут управлять домами, пока нет. Вице-президент Samsung говорит, что в Сеуле есть фирмы, занимающиеся обслуживанием многоэтажных зданий, и что эти компании в состоянии освоить роль операторов интеллектуальных жилищ. В нескольких сеульских проектах, которые уже выполнены, обслуживанием домов и доставкой контента занимается InternetDataCenter (IDC) – подразделение Samsung, основной бизнес его заключается в обеспечении связи между офисами Samsung во всем мире. Теоретически IDC могло бы обеспечить поддержку цифровых домов и за рубежом, но в реальности подразделение едва ли станет заниматься этим бизнесом.
Коттеджи и монолиты
Конфигурация цифрового дома будет меняться от страны к стране. «В Корее и Китае люди предпочитают жить в многоэтажных многоквартирных домах, в США и в Европе – в коттеджах. Это разные модели жилища, которые требуют разного управления, – говорит Ричард Ким. – В таких условиях контролировать все цифровые дома, использующие технику Samsung, из одного центра – очень сложная задача». К тому же, чтобы иметь возможность «дотянуться» до каждого перспективного поселка или многоэтажного дома, IDC должно присутствовать во всех городах, где живут потенциальные покупатели цифровых домов, иметь партнерские отношения с местными масс-медиа для доставки контента, банками и магазинами для оказания финансовых услуг.
Ричард Ким полагает, что при продвижении цифровых домов на зарубежные рынки Samsung будет опираться на партнеров. В их число войдут компании, строящие элитное жилье, занимающиеся его эксплуатацией, а также операторы связи и Интернет-провайдеры. «Это должны быть компании, которые пользуются доверием, во-первых, со стороны жильцов, во-вторых, со стороны Samsung», – полагает Ким. Процедуры сертификации зарубежных партнеров-операторов цифровых домов в Samsung пока нет – она будет определена тогда, когда компания выстроит стратегию поведения на зарубежных рынках цифровых домов.
В Samsung полагают, что в Сеуле, население которого составляет около 11 млн человек, по состоянию на сегодня интеллектуальным оборудованием может быть оснащено до 100 000 квартир. Ричард Ким говорит, что в ближайшем будущем целевая аудитория расширится – технологии цифрового дома станут доступны не только для очень богатых, но и для представителей среднего класса. Дэвид Стил воздерживается от точных прогнозов, но согласен с Кимом, что в течение нескольких лет интеллектуальные дома повторят путь мобильных телефонов, то есть перестанут быть супердорогими игрушками и станут распространенным явлением. Прогноз агентства In-Start косвенно свидетельствует о том же: в ближайшие три года мировой рынок этой продукции удвоится (агентство не прогнозирует роста продаж цифровых домов, оно приводит данные относительно развития домовых сетей, которые, собственно, и являются инфраструктурой интеллектуального дома. – Прим. «Ко»).
Домовые сети в мире (млн домохозяйств)
2002 | 16 |
2003 | 24 |
2004 | 35 |
2005 | 49 |
2006 | 64 |
2007 | 80 |
2008 | 97 |
Источник: In-Stat
«Где я возьму контент?»
Российские компании, которые теоретически могли бы исполнять роль «интеллектуальных ДЭЗов», к освоению новой роли только присматриваются. В группе IBS (занимается системной интеграцией) признались «Ко», что в ближайшее время не собираются создавать отдел для автоматизации коттеджей, но не исключают, что заинтересуются этим бизнесом в будущем. Так же считают и конкуренты IBS. «Интеллектуальные здания имеют в своей основе сложные комплексные интеграционные решения, – говорит вице-президент «Открытых технологий» Дмитрий Северов. – Это делает сегмент привлекательным для крупных системных интеграторов. Мы анализируем различные варианты своего выхода на этот быстрорастущий рынок».
В свою очередь, пресс-секретарь «МТУ-Интел» Илья Фабричников заявил, что его компания развивает проект скоростного доступа в Интернет «Точка.Ру» и в этом качестве может способствовать доставке контента в интеллектуальные жилища, но собственно обслуживанием цифровых домов заниматься пока не планирует Президент компании «Парк Груп» Олег Маринин (управляет коттеджными поселками «Парк Шале»и «Витро Вилладж») считает, что «умных домов» всегда будет гораздо меньше, чем обычных коттеджей. Обслуживать интеллектуальные постройки станут не управляющие компании поселков, а специалисты, нанимаемые владельцами недвижимости. «В моей практике не было ни одного случая, чтобы хозяин коттеджа попросил УК об обслуживании сложных электронных систем», – говорит Олег Маринин.
В Москве есть несколько десятков так называемых инсталляторских компаний, которые устанавливают сложную бытовую электронную технику в коттеджах и квартирах заказчиков, но, как сказал «Ко» директор одной из них, «домашний кинотеатр я установлю, однако где я возьму контент?». Инсталляторские компании – это, как правило, мелкие фирмы, работающие в режиме «бутика для своих». Освоение роли контент-провайдера, обеспечивающего доставку в жилище потока развлечений и сервисов, является для них слишком сложной и дорогой задачей.
Возможно, ближе других к будущей роли операторов цифровых домов подошли сети, торгующие бытовой электроникой, Они обладают большими финансовыми ресурсами, чем «инсталляторские компании», к тому же находятся в прямых отношениях с производителями. «У нас есть служба, которая помогает покупателям установить электронную технику, – говорит пресс-секретарь «М.Видео» Надежда Киселева. – Для «М.Видео» это одна из дополнительных услуг, предлагающихся покупателям, а не самостоятельно существующий бизнес, как в небольших компаниях».
Таким образом, пока в Москве обустройство интеллектуальных жилищ и доставка контента – это два разных вида бизнеса, практически не имеющих точек пересечения. Пребывать порознь они будут до тех пор, пока кто-либо из производителей не возьмется за дело всерьез и не решит сформировать рынок, предложив в России интеллектуальный дом как готовый продукт.
Вероятно, главной задачей нового бизнеса будет не столько установка техники, сколько доставка контента – производители стремятся максимально упростить процедуру инсталляции. «Сегодня реализацию идеи «умного дома» сложно представить без участия специалистов. В США есть специализированные компании, число которых постоянно увеличивается, – говорит менеджер по маркетингу Philips Инесса Галактионова. – Их клиентами являются владельцы загородных домов либо компании, занимающиеся строительством элитных многоквартирных жилых домов. В рамках концепции ConnectedHome компания Philips стремится сделать решения в области «умного дома» максимально доступными, чтобы для их использования не требовалось помощи профессионалов. Именно в этом будет заключаться конкурентное преимущество Philips. Вспомните историю появления домашних кинотеатров. Первые кинотеатры было не так просто установить и подключить самостоятельно, сегодня же это делается достаточно легко и не требует специальных знаний. Примерно то же самое произойдет и с системами «умного дома».
Директор компании «Спецэлектромонтаж» Игорь Ходак (компания имеет опыт инсталляции оборудования в интеллектуальных зданиях Москвы), в свою очередь, считает, что «строительство каждого «умного дома» – это уникальный продукт, требующий разработки специального проекта, использования прикладного программного обеспечения и индивидуального подхода в настройке систем жизнеобеспечения, не сводящееся к компоновке готовых «кубиков».
Потенциальные покупатели техники для «умных домов» – это люди, владеющие элитной недвижимостью. По данным компании Blackwood, объем нового элитного строительства в Москве за 2004 год составил 29 домов, или 1051 квартир, 45% из которых может быть отнесено к классу А, остальные – к классу В, или upperbusinessclass. Пока московский рынок слишком мал, чтобы заинтересовать крупных производителей (напомним, что в Сеуле потенциальная емкость рынка цифровых домов составляет до 100 000 квартир). Однако, по расчетам Blackwood, сегмент элитной недвижимости в Москве будет расти на 60 – 70% в год. До формирования нового рынка осталось несколько лет.
Domussapiens
Samsung не одинока в стремлении предложить человечеству интеллектуальный дом. Модели DomusSapiens есть и у других технологических компаний. Датируемая 1994 годом разработка Microsoft, представляет собой образец «бумажной архитектуры», «футуристический концепт», тогда как отстоящая от нее почти на десять лет модель Philips является практически готовым продуктом, который проходит сейчас испытания. Компьютерные компании традиционно помещают в центр цифрового дома ПК и поручают ему управление системами жизнеобеспечения. Производители же бытовой электроники полагают, что телевизор, холодильник и другие приборы должны обладать достаточным «интеллектом», чтобы справиться со своими задачами без помощи компьютера.
Интеллектуальное домостроительство
Microsoft | Футуристический MicrosoftHome был открыт в Редмонде в 1994 году. Электронные приборы на кухне, в жилых комнатах и домашнем кабинете объединены в систему. Цель проекта – показать, как изменятся быт и развлечения человека в будущем, и определить «зоны роста» технологического рынка. |
Intel | Концепцию цифрового дома Intel начала создавать в конце 1990-х. Компания заинтересована в том, чтобы компьютеры все глубже проникали в быт человека. В рамках программы цифрового дома Intel поддерживает производителей компьютеров и контент-провайдеров в разных странах, в том числе в России. |
IBM | Вместе с CommonwealthBuilders компания IBM в 2003 году собралась построить в штате Вирджиния поселок из 170 «умных коттеджей». Владельцы домов смогут управлять системами жизнеобеспечения по радио. |
Philips | Концепция ConnectedHome была показана на выставке CeBIT в 2003 году. Сейчас Philips вместе с 10 партнерами – Интернет-провайдерами, софтверными компаниями и операторами связи – начала пилотный проект в Сингапуре. В ходе проекта модель ConnectedHome будет реализована в 30 квартирах. |
Samsung | Компания разработала концепт цифрового дома UbiquitousHall и вместе со строительными фирмами приступила к его реализации в Сеуле. |
Разработки в области цифрового дома есть у также у CiscoSystems, Hewlett-Packard, LG, Motorola, Siemens и других технологических компаний. |
Источник: данные компаний.
Еще по теме



