Дорога на выход


Вместо Анатолия Чабунина (на фото) главным по дорогам теперь будет давний соратник нового министра - выходец из Северной столицы Роман Старовойт. С 2005 г. он работал под руководством Максима Соколова в комитете по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга.

В качестве одной из версий кадровых перестановок в Росавтодоре эксперты называют скандалы, затрагивавшие агентство в последнее время. Так, претензии к Росавтодору предъявляла Генпрокуратура. Два года назад она обвинила ведомство в причастности к транспортному коллапсу на Ленинградском шоссе в Москве, в результате чего трасса оказалась фактически парализованной. Однако случай двухлетней давности вряд ли мог стать причиной отставки, полагают аналитики. Скорее всего, Анатолий Чабунин пал жертвой кампании по борьбе с коррупцией, развернувшейся сразу после отставки с поста министра обороны Анатолия Сердюкова. Под зачистку одновременно с главой Росавтодора попал и гендиректор корпорации "Российские космические системы" Юрий Урличич. Руководство "Российских космических систем" подозревают в растрате 6,5 млрд руб., выделенных на развертывание системы "ГЛОНАСС". Поэтому данная отставка выглядит достаточно логичной, чего нельзя сказать об уходе Чабунина.

Не исключено, что, помимо смены руководства Минтранса, причиной отставки господина Чабунина могла стать активизация основных коммерческих игроков на рынке дорожного строительства. В частности, сейчас идет борьба между структурами Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко за получение подрядов на прокладку сразу нескольких крупных магистралей. Последний пример - участок трассы от платной дороги Москва - Санкт-Петербург через Бусиновскую развязку до Фестивальной улицы. Начальная цена контракта - 29,7 млрд руб. Это весьма немаленький "кусок пирога", за который готовы побороться такие "зубры" бизнеса, как господа Тимченко и Ротенберг. В подобных условиях "свой" человек в Росавтодоре пришелся бы весьма кстати. Вопрос только в том, кто усилит свои лоббистские возможности благодаря приходу в агентство Романа Старовойта. Эксперты затрудняются дать точный ответ, не исключено, что оба они получат преференции по сравнению с другими участниками рынка, например, той же группой "Сумма" Зиявудина Магомедова, активно борющейся за тендеры на строительство и реконструкцию дорог. Напомним, что в середине ноября по жалобе структуры группы "Сумма" Федеральная антимонопольная служба отменила конкурс на реконструкцию Рязанского проспекта стоимостью почти 10 млрд руб. Причиной отмены стала жалоба о том, что проектная документация была представлена не в полном объеме. Не исключено, что в ходе нового конкурса, который должен быть объявлен уже в декабре, среди претендентов могут появиться структуры Тимченко и Ротенберга.

Контроль над Росавтодором дает практически неограниченные возможности для доступа к бюджетным деньгам, выделяемым агентству на строительство и поддержание инфраструктуры. Только по данным самого Росавтодора, ведомство отвечает за строительство, реконструкцию и содержание федеральных трасс протяженностью 49 900 километров. При этом сам новый министр транспорта Максим Соколов сразу после своего назначения отметил, что из этого объема менее половины дорог соответствует нормативным требованиям. Кроме того, Росавтодор - одно из самых "богатых" агентств, в следующем году оно должно получить из бюджета на свою деятельность почти 350 млрд руб., а к 2015 г. сумма вырастет почти до 400 млрд руб. Размещая заказы на строительство и реконструкцию дорог, Росавтодор пользуется услугами подведомственных предприятий. Именно на этапе появления таких посредников и могут "утекать" бюджетные миллиарды, предполагают некоторые аналитики.

Недавно Генпрокуратура сообщила, что выявила около 40 000 нарушений в дорожном строительстве. Виновным был назван именно Росавтодор. Естественно, что после такой критики в свой адрес Анатолий Чабунин никак не мог остаться при должности. С другой стороны, мало кто сомневается в том, что с назначением нового главы агентства что-то изменится, разве что казенные миллиарды будут уходить в карманы других подрядчиков. Хотя участники рынка все же надеются, что система проведения тендеров с приходом Романа Старовойта станет более прозрачной.


Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО):

"Власти стали более строго относиться к расходованию ресурсов, а дорожное строительство в России является слишком дорогим. И Росавтодор провалил план как правительственной партии "осторожных", так и решительных либералов кабинета Медведева. Нет ни экономного расходования денег с максимальным результатом, ни коммерческого успеха в деле платных дорог. Однако новое руководство, скорее всего, будет проводить вторую линию.

Правда, изменение обстановки в экономике, вероятно, похоронит этот неолиберальный план. И в строительстве дорог может быть поставлена простая задача: строить много, дешево, быстро и надежно. Но это будет уже результатом возврата к кейнсианству, а пока у нас либеральный тренд".


Олег Душин, старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент":

"Правительство ведет борьбу за эффективное использование бюджетных средств. В СМИ - постоянные массовые примеры дороговизны строительства и содержания российских дорог по сравнению с мировыми аналогами. В этих условиях речи Чабунина: 1) о недофинансировании автодора, 2) нерассчитанности российских дорог на проезд тяжелогрузного транспорта, 3) недостаточной ответственности строителей дорог не кажутся Медведеву прорывными решениями. Чабунин, безусловно, прав в том смысле, что сеть дорог в России очень большая. Если при строительстве и эксплуатации не будут применяться передовые технологии, учитывающие особенности климата и нагрузки, то положение коренным образом с уходом этого лица не изменится. И не важно, кто будет строить дороги - Ротенберг, Тимченко или г-н Пупкин. Контракты по строительствам дорог должны заключаться с прицелом на долгосрочность их жизни с повышенными требованиями к гарантиям строителей. В свою очередь, ремонтные работы должны иметь свой общественный паспорт с указанием избранных методов ремонта и отвергнутых технологических альтернатив".


Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

"Это совершенно рабочий момент, и не стоит видеть в этом решении что-то необычное. Возможных причин может быть несколько: окончание контракта, личные (семейные) причины, состояние здоровья и, наконец, весьма выгодное предложение от нового работодателя, который пока не известен. Не исключено, что причиной отставки может быть совпадение сразу нескольких причин. Еще одним объяснением могут быть возможные нарушения в деятельности Росавтодора, выявленные в результате какой-либо проверки, результаты которой пока не озвучивались. Главное, что стоит принять во внимание, так это то, что все высказанные нами версии - всего лишь предположения, а точную причину отставки может назвать лишь сам господин Чабунин. Ключевые направления развития дорожной отрасли определены несколько лет назад, и вряд ли с приходом нового руководителя что-то будет кардинально меняться. Некоторые "косметические" изменения возможны, исправление ошибок и корректировка планов, но серьезных изменений ждать не стоит".

Средняя стоимость строительства 1 км автодороги (млн руб.)

Германия

Канада

США

Россия

Финляндия

Китай

123

82

72

41

40

30

Источник: Минтранс