Дорогами Мичурина
На рынке информационных технологий начинается эксперимент.
Hewlett-Packard и Compaq решили объединиться и создать нечто принципиально новое. По замыслу авторов проекта в результате «мичуринского скрещивания» должно появиться нечто совершенное. Президент новой компании, бывший председатель совета директоров Compaq Майкл Капеллас заявил: «Мы создаем новый тип лидера отрасли – компанию, в фундамент превосходства которой заложены технические разработки мирового класса, широкое признание среди клиентов и лучшие в своем роде товары и услуги. Этим шагом мы намерены в корне изменить конкурентные отношения в отрасли».
Согласно пресс-релизу сделка происходит путем обмена акций прежних компаний на сумму около $25 млрд. Акционерам HP будут принадлежать 64% объединенной компании, а акционерам Compaq – 36%. Примерный размер активов составит $56,4 млрд, ежегодный доход – $87,4 млрд, а ежегодная прибыль от основной деятельности – $3,9 млрд. В представительствах компании в 160 странах будут работать свыше 145 тыс. человек. Таким образом, вскоре должен появиться колосс, который на рынке займет второе место после IBM.
Однако в бизнесе не всегда действуют правила математики.
«Нельзя вот так взять игрока номер два и игрока номер четыре, сложить их и получить победителя», – говорит директор по европейским рынкам исследовательской компании Gartner Ян Браун. И действительно, уже через день жизнь начала вносить поправки в цифры пресс-релиза. Негативно отреагировали на информацию о сделке американские акционеры. Стоимость акций обеих компаний упала: Compaq – на 10,2%, а Hewlett-Packard – на 18,7%. Наибольшая цена за последние 52 недели на Нью-Йоркской бирже за акцию HP составляла $62,8, а последние торги закрылись при цене $18,2. Стоимость акций Compaq за год упала еще ниже – с $33,4 до $10,4. Произошло то, чего никак не ожидали организаторы сделки.
И Карли Фьорина, председатель совета директоров в новой и старой HP, и Майкл Капеллас рассчитывали на оптимизм инвесторов. Естественная реакция рынка на крупное объединение должна была дать толчок роста акциям новой компании. «Кроме явных стратегических преимуществ объединения двух дополняющих друг друга организаций и семейств продуктов мы сможем обеспечить существенные выгоды для акционеров благодаря значительному улучшению структуры расходов и появлению новых возможностей роста», – говорится в заявлении Карли Фьорины. Но многие акционеры не поверили ей и стали сбрасывать свои пакеты. Получилось все с точностью до наоборот. Это создало плохой фон начавшемуся процессу объединения. Фактически стоимость сделки сразу уменьшилась до $20,3 млрд.
Со стратегическими преимуществами тоже не все так ясно. Эксперты полагают, что компании столкнутся с трудностями при интеграции своих операций, поскольку компании схожи. Треть доходов HP приходится на ПК, ноутбуки и серверы. Compaq эти же источники приносят половину доходов. По мнению Яна Брауна, трудности ожидают новую компанию и на европейском рынке ПК, где сильна Dell: «Объединение двух фирм, которые отставали от Dell, не означает, что после этого они выйдут вперед. Dell извлечет из замешательства максимум пользы и продолжит рост».
Карли Фьорине и Майклу Капелласу необходимо в ближайшее время убедить акционеров, что при сохраняющейся неблагоприятной конъюнктуре рынка, объединение компании – наиболее правильное решение. И вряд ли уже объявленное компанией 10-процентное сокращение персонала окажется достаточным. Придется пойти на большие жертвы, отказавшись, возможно, от некоторых традиционных, но убыточных направлений деятельности.