Дорогая моя пенсия

В ближайшее время «Почта России» планирует внедрять новые технологии в таких традиционных видах услуг, как доставка пенсий и пособий населению. Однако окончательно уйти от старого доброго метода «пенсию приносит почтальон» вряд ли получится – слишком велика территория страны, и во многих уголках РФ доставка пенсий является для почтовиков убыточной.

На сегодняшний день региональные филиалы ФГУП «Почта России» доставляют и выплачивают пенсии и социальные пособия около 23 млн пенсионеров, или 60% от их общей численности, при этом из них 11 млн проживают в сельской местности.

«Функция по доставке пенсий помогла «Почте» выжить в очень непростой период 1990-х годов, – заявил генеральный директор ФГУП Игорь Сырцов. – И сейчас доходы от услуги по доставке пенсий составляют около 22,5% от совокупного дохода «Почты» – это 12 млрд руб. из 50 млрд руб. общего дохода. Вполне естественно, что мы заинтересованы в том, чтобы сохранить за собой эту функцию».

Однако после введения закона «О пенсионном обеспечении» на рынке доставки пенсий начали работать альтернативные компании. До недавнего времени этим занимался и сам Пенсионный фонд РФ, но он планирует закрыть свои доставочные отделения и передать эти функции «Почте». Дело в том, что только почтовики обладают столь огромной сетью (около 42 000 объектов) по всей территории страны, и альтернативные компании не могут с ними тягаться. Тем не менее, многие из них, не обладая нужными ресурсами, все равно мечтали бы отодвинуть ФГУП «Почта России» от пенсионных денег и занять его место.

«Сегодня на рынке доставки пенсий наблюдается некая односторонняя конкуренция, – сетует Сырцов. – Нет ни одной доставочной структуры, которая не претендовала бы на доставку в городах, зато никто не хочет заниматься этим в сельской местности». Тяжесть такой работы ложится только на почту.

По расчетам себестоимости данной услуги, которую проводили почтовики, выяснилось: услуга рентабельна только в крупных городах численностью свыше 1 млн жителей. А в там, где население менее 100 000 человек, особенно в малонаселенных и удаленных сельских районах, данная услуга убыточна. Сейчас тарифы по оплате услуг доставки пенсий определены бюджетом Пенсионного фонда и Госдумой в 1,5%. Учитывая, что в разных регионах стоимость доставки разнится, «Почта» предлагает ввести дифференцированные тарифы. Уже разработана методика раздельного учета затрат «Почты», одобренная Мининформсвязи. В настоящее время она находится на рассмотрении Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам и других профильных ведомств, и почтовики надеются, что методика будет утверждена до конца года.

«Тогда мы получим инструмент, который позволит объективно оценить затраты «Почты», – говорит Сырцов. – И хотя каждый год рентабельность предприятия увеличивается на 27%, расходы растут еще более быстрыми темпами, а 70% наших доходов идет на выплату зарплаты персоналу. По итогам текущего года убытки компании могут составить 2 млрд рублей. При этом общий объем федеральных дотаций на покрытие расходов «Почты» по оказанию нерентабельных услуг составляет всего 146 млн рублей».

Несмотря на все сложности, почтовики полным ходом внедряют новые технологии. Например, сейчас разрабатываются и опробуются новые методы доставки пенсий и пособий, в том числе с применением программ электронного документооборота. В Нижегородской области уже введен в действие пилотный проект, предусматривающий подготовку персонифицированных выплатных документов для каждого получателя пенсии и позволяющий передавать в отделения Пенсионного фонда ежедневные сведения о выплате пенсии в разрезе каждого получателя. До конца текущего года технологию планируется внедрить еще в 18 регионах.