Top.Mail.Ru
рынки

Дорогие продукты, слабый рубль и драки в кафе

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Конфликт в Нагорном Карабахе из военной и политической плоскости неизбежно перекочует в экономическую. Если ситуацию не урегулируют в ближайшие дни, за последствия этого противостояния россиянам придется платить из своего кошелька, считают опрошенные журналом «Компания» эксперты.

Столкновения в Нагорном Карабахе возобновились 27 сентября. Обе стороны обвинили друг друга в развертывании боевых действий, после чего ввели военное положение и начали мобилизацию. Конфликт разгорелся спустя всего несколько месяцев после июльских боестолкновений на армяно-азербайджанской границе. Накал противостояния ощущался далеко за пределами фронта — и на улицах Москвы, где 24 июля подрались представители двух диаспор.

Одновременно с этим предприниматели, торгующие продукцией из Армении, стали жаловаться в посольство о проблемах, возникших с доступом на столичный рынок «Фуд Сити». Около полусотни машин армянских экспортеров, где находились скоропортящиеся продукты (преимущественно абрикосы и черешня) изолировали в отстойниках. А самим продавцам пришлось временно убрать вывески на армянском языке. Тогда противостояние окрестили «абрикосовой войной».

Новый виток армяно-азербайджанского конфликта может поставить под угрозу стабильность поставок продуктов на российский рынок, сказал в беседе с «Ко» директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. Он напомнил, что в России обе страны представлены в основном в сельскохозяйственном секторе.

«Чисто гипотетически эта продукция легко заменяема, поскольку мировой рынок открыт. С точки зрения поставок в Россию, эта продукция не занимает большую часть. Но здесь возникает вопрос относительно стоимости такого замещения. Особенно это касается азербайджанской продукции», — сказал эксперт.

По словам Салина, аналог значительной части азербайджанских продуктов — Турция. Обе страны схожи и по климатическим условиям, и по номенклатуре в части экспорта в РФ. Однако Анкара также фактически является сторонником конфликта, подчеркивает политолог. Поэтому на чисто экономические вопросы замещения товаров могут наложиться политические проблемы — Кремлю придется выбирать между сохранением нейтралитета и поддержкой Еревана как военного союзника. Второй сценарий чреват ухудшением отношений не только с Азербайджаном, но и с Турцией.

«И тут мы выходим на историю, которая уже была в российско-турецких отношениях несколько лет назад. Тогда был запрет на турецкую продукцию, аналогичных по цене поставок обеспечить не смогли, в итоге за все платил потребитель — цены выросли. Проблема перекрытия поставок на российский рынок может стать гораздо сложнее, чем выглядит на первый взгляд. Стороны могут оказаться без возможности поставлять продукцию в РФ и будут искать замену на стороне», — пояснил Салин.

Сейчас напряжение между армянскими и азербайджанскими диаспорами не наблюдается, однако цельная картина будет ясна лишь через несколько дней, считает уроженец Баку и независимый эксперт по карабахскому конфликту (имя не указано по просьбе спикера — Прим. ред.).

«Если за два-три дня стороны не сядут за стол переговоров, то можно говорить о серьезном конфликте и прогнозировать рост цен на овощи и фрукты в России. Не исключаю, что локально в Москве может повториться аналогичная с “Фуд Сити” история, но глобального противостояния именно в России я не ожидаю. Летом была скорее разовая эмоциональная ситуация, которую быстро утрясли. Никто из предпринимателей не хочет создавать себе финансовые риски», — пояснил он.

Дефицита товаров в Москве и даже роста цен ждать не приходится, убежден гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, в случае перебоев с поставками рынок быстро заполнится конкурентами армянской и азербайджанской диаспор.

«Обе стороны прекрасно понимают, что они потеряют нишевые позиции. Есть сирийский пример, когда во время обстрела продолжались поставки нефтепродуктов, в том числе и незаконные. Сюда стреляем, а сюда — нет, здесь у нас трубопровод проходит. Война войной, но если хоть один выстрел будет произведен в сторону продуктовой фуры, я думаю, что с инициаторами очень быстро разберутся», — сказал «Ко» Мухин.

По прогнозу эксперта, на территории России противостояние ограничится «драками в кафе» и единичными конфликтами.

Верит в способность диаспор договориться и доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Олег Глазунов. Он отметил, что, когда дело касается бизнеса, особенно в другой стране, «где делить уже нечего», стороны настроены более мирно.

«Никому не хочется терпеть огромные убытки, думаю, они уже могут вести переговоры о том, чтобы оставаться от конфликта в стороне и все вопросы решать мирным путем. Все понимают, что, если начнется стрельба, дело закончится депортаций участников с обеих сторон. И ничего кроме огромных финансово-экономических убытков это не принесет», — подчеркнул Глазунов.

Противостояние Еревана и Баку способствует ослаблению курса рубля к доллару, отметил в разговоре с «Ко» востоковед Дмитрий Жантиев.

«С другой стороны угроза эскалации конфликта наверняка будет рассматриваться инвесторами как основание для спекуляций на тему нарушения маршрутов поставок углеводородов в регионе, что может подтолкнуть вверх цены на нефть», — добавил эксперт.

Влияние столкновения Армении и Азербайджана на российскую экономику красноречиво отображает падающий рубль, отмечает экономист и ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников.

«В зависимости от того, как будут развиваться события, рубль будет трясти и достаточно сильно. То есть, произойдет ли эскалация конфликта, вмешаются ли в конфликт третьи стороны или же наоборот. Пока этого не произойдет, рынок будет реагировать на новости вокруг конфликта», — отметил он.

При этом Масленников подчеркнул, что фундаментальные факторы не позволяют рублю оказаться у отметки в 79 рублей за доллар. По его мнению, справедливым остается коридор в 75-77 рублей, и это верхняя граница.

«Конечно, всегда остается еще один фактор, влияющий на колебания валюты, это санкционная риторика, но к нему игроки валютного рынка и инвесторы во многом привыкли.   Но это только впереди, ближайшая же неделя будет достаточно нервозной для всего валютного рынка», — заключил экономист.


Материал подготовлен при участии Дмитрия Мирского и Анны Орешкиной

 

 

Еще по теме