Дорогие россияне
Иностранные компании все больше ценят менеджеров из России. Говорить о тотальной утечке отечественных управленцев пока рано, но россияне уже получают хорошие должности в заграничных офисах. Другие профессионалы возвращаются из Европы и Америки, чтобы продолжить карьеру на родине.
Вообще-то нашим соотечественникам не часто доверяют директорские должности в зарубежных офисах. Но уж если это случается, то таким назначениям могут позавидовать многие иностранцы.
В 1999 году американская Intel перевела своего менеджера по дистрибуции в России Дмитрия Конаша на аналогичную должность в британском офисе, передав ему в ведение сбыт в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (в Intel менеджер по дистрибуции обладает полномочиями коммерческого директора).
В 2000 году другая американская компания – Lucent Technologies создала дочернюю Avaya Communication, в которой должность директора по маркетингу получил Игорь Манн. Ранее Манн руководил маркетингом в российском представительстве Lucent, а в Avaya ему поручили курировать регионы Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.
Кондитерская Mars в ноябре выдвинула на пост регионального президента по Восточной Европе и странам СНГ Александра Изосимова, который прежде более двух лет возглавлял российскую «дочку» компании.
«Каждая международная корпорация по своей структуре многонациональна, поэтому, когда там появляется вакантная должность топ-менеджера, кандидата выбирают из служащих всех подразделений, – говорит Георгий Абдушелишвили, управляющий партнер российского офиса Ward Howell International, агентства по подбору руководящих кадров. – Российских менеджеров нечасто приглашают работать за границу, потому что у нас пока не так много профессиональных управленцев».
За одного битого
Любопытно, что иностранцы начинают ценить наших менеджеров как раз за тот уникальный опыт, что приобретен ими в России со всеми ее рисками и кризисами.
«У российских менеджеров есть свои преимущества. Они обладают опытом построения бизнес-структур «с нуля» и имеют навыки управления операциями на большом рынке, – говорит Сергей Сердюков, управляющий партнер филиала Korn/Ferry International (крупного мирового агентства executive search) в России. – Поэтому для мультинациональных корпораций они иногда становятся наилучшими кандидатами на руководящие должности в Европе».
Вице-президент Avaya Communication Джим Аллан, например, так говорит о мотивах назначения Игоря Манна: «Его деятельность на предыдущем посту была настолько продуктивной, что мы решили использовать его идеи и способности. У Игоря на удивление разносторонние практические знания в области маркетинга». Игорь Манн начинал свою карьеру в 1989 году с должности менеджера по коммуникациям в компании Novartis, затем работал в компании «Фавор» (дистрибутор Konica Corporation) директором по маркетингу и продажам, а в 1998 году перешел в Lucent Technologies на позицию директора по маркетингу.
Александр Изосимов был принят в 1996 году в российский филиал корпорации Mars менеджером по финансовому планированию, быстро вырос до финдиректора, затем стал директором по продажам, а в 1999 году был назначен генеральным директором. Согласно корпоративным правилам руководство Mars не комментирует мотивы кадровых перестановок, но один из топ-менеджеров все же согласился пояснить, чем было обусловлено назначение Изосимова региональным президентом Mars: «Александр сумел успешно справиться с последствиями кризиса 1998 года и добился роста продаж за счет внутренних ресурсов своей компании, без финансовых вливаний со стороны корпорации».
«Для международных корпораций национальность менеджера не имеет значения, – говорит Сергей Сердюков из Korn/Ferry International. – Для них важно другое: насколько хорошо менеджер знает рынок, был ли он успешен на предыдущей должности и в какой мере готов к большему объему ответственности».
Впрочем, нашим соотечественникам чаще достаются директорские кресла не в штаб-квартирах, а в локальных офисах и представительствах международных компаний. Например, международная рекрутинговая компания Kelly Services недавно назначила на должность генерального менеджера своего шведского филиала Екатерину Горохову, до этого возглавлявшую санкт-петербургский офис Kelly. Еще чаще их переводят не на «топовые» позиции, а на должности менеджеров среднего звена. Все эти назначения, как правило, укладываются в практику регулярной ротации кадров.
Менеджеры на вырост
Работа в мультинациональной компании подразумевает возможность международной карьеры. Как рассказал «Ко» Оливье Блок, директор по персоналу представительства Philip Morris, в европейских офисах корпорации на различных руководящих должностях работают более 20 выходцев из России. «Мы принимаем решение о переводе менеджера на другой рынок, если этого требуют интересы бизнеса – в том числе и для профессионального роста нашего сотрудника, – говорит Блок. – При этом карьерные перспективы каждого менеджера Philip Morris прежде всего зависят от его достижений на предыдущей должности». Среди наших соотечественников, работающих в корпорации, лучшую международную карьеру, вероятно, сделал Вадим Савельев, бывший PR-менеджер московского офиса, который с 1999 года является управляющим по работе со СМИ в штаб-квартире Philip Morris International в Лозанне.
Менеджеры из России работают в зарубежных филиалах многих мультинациональных компаний (например, в Coca-Cola и OTIS, L’Oreal и Hewlett-Packard, Schwarzkopf и Philips). Чаще всего это маркетологи, сейлз-менеджеры, брэнд-менеджеры, иногда – финансисты, логистики, менеджеры по работе с персоналом. По словам Андрея Бадера, директора по внешним связям Proctеr & Gamble в России, работа в иностранных офисах корпорации – обязательная веха в карьере перспективных сотрудников. «Смысл таких перемещений – назначение менеджера на позицию с более широкими полномочиями и ответственностью, – поясняет он. – Это необходимо для профессионального развития сотрудника. За рубежом он работает около двух лет, после чего менеджера переводят обратно в Россию. К примеру, два наших новых директора по маркетингу недавно вернулись из американской штаб-квартиры Proctеr & Gamble, где они работали брэнд-менеджерами».
На родине таких стажеров, как правило, ждет повышение. Например, Эдуард Грамович из RJ Reynolds Tobacco, прежде чем получить в 1999 году должность генерального менеджера представительства в Белоруссии, более полутора лет проработал маркетинг-менеджером в женевском офисе компании.
Впрочем, переезд в зарубежный офис еще не гарантирует блестящих перспектив в карьере. «В 1998 – 1999 годах международные корпорации в массовом порядке набирали в зарубежные офисы менеджеров из России, – рассказывает Станислав Киселев, ведущий консультант агентства Egon Zehnder International. – Подразумевалось, что через два-три года их вернут на хорошие должности. Как раз сейчас наступает такое «время Х», и уже случаются казусы. Например, я знаком с менеджером, который пока еще работает в крупной американской корпорации ассистентом вице-президента по продажам. До этого он был сейлз-директором российского представительства компании. Сейчас американцам приходится ужимать свои штаты, и в России этому менеджеру могут предложить только ту же позицию, с которой он ушел, – экспату, который руководит представительством, продлили контракт».
Страна неограниченных возможностей
За границу российских менеджеров пока не переманивают – по крайней мере хэд-хантеры не припоминают таких случаев. Зато тех, кто успел поработать за рубежом, охотно приглашают продолжить карьеру на родине.
«Многие иностранные компании хотели бы заменить в своих офисах экспатов на россиян, – говорит Николай Табеков, консультант Ward Howell International. – Но поскольку профессиональные управленцы у нас нарасхват, иностранцы разыскивают русских менеджеров за рубежом».
Например, французская компания Auchan пригласила на должность директора одного из своих московских гипермаркетов Олега Буяльского, который около двух лет работал сейлз-директором филиала Unilever в Лос-Анджелесе, а до этого – коммерческим директором в российском представительстве Colgate-Palmolive.
«В России топ-менеджер за два-три года может резко продвинуть компанию вперед, тогда как на Западе рынки поделены, и корпорации соперничают за отдельные проценты», – говорит Алексей Мехоношин, вице-президент по маркетингу PepsiCo Holdings в России. Свою карьеру он начал как ассистент брэнд-менеджера в московском офисе Proctеr & Gamble, а затем работал брэнд-менеджером в британском филиале компании, отвечая за маркетинг нескольких марок по всей Европе. PepsiCo переманила Алексея в Россию в 1998 году. «Когда я пришел в компанию, объемы продаж PepsiCo в России были в три раза меньше, чем у Coca-Cola, а сейчас мы отстаем всего на четверть», – рассказывает Алексей Мехоношин.
«Как это ни парадоксально, но успешные российские менеджеры, получившие за рубежом хорошее образование и престижную работу, зачастую решают вернуться в Россию, – говорит Кирилл Бутусов, генеральный директор агентства Prime Chase Executive Search. – Шансов сделать отличную карьеру на родине у них гораздо больше, чем в Европе или Соединенных Штатах. Кроме того, с точки зрения карьериста в России сейчас действительно много возможностей – компании становятся более динамичными, а на отдельных рынках развиваются просто стремительными темпами».
Одной из дочерних структур холдинга «Интеррос» – строительной компанией «Интеррос девелопмент» руководит Сергей Бачин, начинавший свою карьеру финансиста с должности аналитика в американской промышленной корпорации United Technologies. В начале 1998 года по приглашению «Интерроса» он переехал из США в Россию. Сначала Бачин работал у Потанина финансовым советником, а в этом году был назначен гендиректором «Интеррос девелопмент».
Директор управления инвестиционно-банковских услуг «Ренессанс-Капитал» Алексей Савин ради этой должности отказался от партнерства в крупной международной консалтинговой компании. За восемь лет он сделал отличную карьеру в Bain & Company – от младшего консультанта московского офиса до старшего менеджера филиала в Лондоне. В «Ренессанс-Капитал» его пригласил генеральный директор этой инвестиционной группы Игорь Сагирян. «Нигде на Западе сейчас нет такой динамики, как в России, когда компании за год-два увеличивают свои обороты в разы», – считает Алексей Савин.
Так что здесь и теперь лучшие российские менеджеры могут реализовать свои профессиональные амбиции быстрее, чем на Западе.