Top.Mail.Ru
рынки

Дорогой длинною: нефтяники отчитались о росте издержек в логистике

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

В последние дни лета почти весь нефтегазовый сектор отчитался о работе за первое полугодие 2023-го. Выручка экспортеров за минувшие два года не изменилась, хотя издержки выросли почти в полтора раза. Причиной этого, по мнению экспертов, стал слабый рубль, который увеличивает маржинальность длительных доставок. Они называют сектор основным бустером индекса Мосбиржи и говорят о его высоком дивидендном потенциале. Однако слабая нацвалюта может сыграть с отраслью злую шутку — чем дольше проседает рубль, тем ближе очередное повышение налоговой нагрузки. 

Российский бизнес с радостью подчинился мораторию на публикацию отчетности по МСФО, веденному в прошлом году. Индульгенция перестала действовать 1 июля, поэтому к концу августа нефтяники представили общественности неаудированные результаты, хоть и довольно усеченные, если сравнивать с отчетностью 2021-го.

За первое полугодие «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Новатэк», «Татнефть» и «Транснефть» в совокупности получили выручку в 13,5 трлн рублей, что полностью совпадает с результатами первых шести месяцев 2021-го — 13,5 трлн рублей. Хоть изменение и нулевое, но оно значительно выше показателей за тот же период 2020-го и даже предпандемийного 2019-го (9 трлн рублей и 13,1 трлн рублей соответственно), отмечает экономист и автор Telegram-канала Spydell_finance Павел Рябов

Издержки профессии

Свежую отчетность нефтяников довольно сложно анализировать в силу разницы подходов: данные сокращены, обрывочны, а часть вообще не отражена. Однако из имеющейся информации особенно выделяются строки с существенно выросшими издержками. В частности, детально структуру расходов расписали «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть» и «Новатэк».

Совокупные показатели у этих компаний (первое полугодие 2023-го в сравнении с первым полугодием 2021-го) следующие:

  • издержки на ведение операционной деятельности — плюс 46% (до 2022-го рост показателя за два года был в диапазоне 8–15%, то есть сейчас в 4 раза выше нормы, отмечает Рябов);

  • производственные и операционные расходы — плюс 33%;

  • коммерческие, общехозяйственные и административные расходы — плюс 21%;

  • транспортные расходы — плюс 83%;

  • износ и амортизация — плюс 27%.

При этом операционные издержки «Новатэка», поставляющего газ преимущественно на внутренний рынок, остались без изменения, на уровне 22%. У экспортеров издержки растут значительно быстрее, в частности транспортные расходы, добавляет Рябов. Он не исключает, что капитальные расходы экспортеров могли увеличиться на 80–100%.

Рост издержек экспортеров на логистику прежде всего связан с увеличением расстояния до покупателя (везти товар в Европу было ближе, чем в Китай или Индию), соответственно, новые условия требуют больше времени и танкеров для поставок, объясняет портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. Помимо этого, компании вынуждены тратиться на дополнительные премии для страховых, транспортных и трейдинговых компаний за риск поставок российской нефти.

Расчеты за экспортные поставки сейчас осуществляется преимущественно в дружественных валютах, но слабый рубль позволяет улучшить маржинальность более длительных и дорогостоящих с точки зрения логистики поставок, замечает портфельный управляющий УК «Первая» София Кирсанова.

еще по теме:
Ставка не сыграла: укреплением рубля займутся экспортеры
Власти ужесточили валютный контроль для бизнеса, хотя экспортеры и без дополнительных мер продают 80% выручки в валюте
Рубль

Все решит слабый рубль

Практически все компании отчитались либо на уровне консенсуса, либо лучше его, уточняет аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его словам, большим сюрпризом стали сильные результаты «Транснефти», рост тарифов у которой превышает рост издержек. Все это вместе с увеличением дальности транспортировки нефти на фоне переориентации экспорта позволяет наращивать прибыль. Аналитик не исключил, что по итогам года «Транснефть», «даже по скромным прогнозам», может выплатить более 18,5 тыс. рублей дивидендов на акцию (13,2% доходности).

Не менее высокие показатели у «Лукойла», а это говорит о том, что его промежуточные дивиденды могут составить 570 рублей на бумагу (8,3% доходности).

Несмотря на все еще достаточно благоприятные рыночные условия для сектора в целом, компании имеют свои индивидуальные характеристики: уровень долговой нагрузки, капитальные и другие важные расходы, напоминает София Кирсанова. Например, «Лукойлу» могут понадобиться средства на выкуп своих активов у иностранных инвесторов, а «Роснефти» — на финансирование проекта «Восток Ойл». При этом «Татнефть» и «Газпромнефть» не планируют столь крупные траты.

В УК «Первая» полагают, что в целом нефтегазовый сектор своими дивидендными выплатами за этот год обеспечит доходность на уровне 10% и выше. Аналитики УК «Альфа-Капитал» смотрят на отрасль менее оптимистично и ждут доходности порядка 5%.

Несмотря на эмбарго, нефтяные потолки и другие ограничения, отрасль «пока достойно проходит кризис» как с точки зрения финансовых результатов, так и со стороны дивидендных доходностей, утверждает Скрябин из УК «Альфа-Капитал». Он напоминает, что с начала года индекс нефтегазового сектора Мосбиржи вырос на 65%, что в среднем лучше рынка (57%). Аналитик уверен, что «нефтянка и в будущем останется одним из наиболее перспективных секторов российского рынка акций».

Отчетности компаний сектора ожидаемо были слабее аналогичного периода прошлого года, считает Кирсанова из УК «Первая». По ее словам, основным риском для нефтегазовых компаний все еще остается повышение налоговой нагрузки, которое может настигнуть их в случае длительной слабости рубля. Ведь именно обрушившийся курс нацвалюты существенно подпитывает доходы нефтяников.

Как бы то ни было, сильно разбогатеть добывающим компаниям вряд ли удастся. Нефтегазовый сектор считает, что налоговая нагрузка на них уже достигла пика, но Минфин все еще видит в отрасли «неиспользованный потенциал», даже вопреки рискам сокращения инвестактивности нефтяников и их будущей добычи.