Top.Mail.Ru
рынки

Дорогу «новой идентичности»: в Россию идут турецкие и армянские бренды

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Legion-Media

Отчет консалтинговой NF Group красноречиво демонстрирует тренды 2022 года: количество зарубежных ритейлеров в РФ сократилось более чем вдвое, страну покинули премиальные бренды и остался в основном средний ценовой сегмент. Новые возможности открылись для Турции: если раньше засилье западных марок не позволяло российским покупателям разглядеть ассортимент товаров, по качеству сопоставимых с Zara, то теперь появился повод свои предпочтения пересмотреть.

Ушедших — более половины

В российских ТЦ продолжают функционировать магазины 152 иностранных брендов. Однако с начала года их число снизилось более чем в 2,3 раза: по состоянию на январь в стране насчитывалось 360 зарубежных ритейлеров.

Соответствующую статистику публикуют «Ведомости» со ссылкой на отчет консалтинговой компании NF Group. Как ни парадоксально, больше всего в стране осталось ритейлеров из США — 22,4%. Это U.S.Polo, Michael Kors и Timberland.

Следующие в списке — Италия и Франция с показателями в 15,1% и 10,5% соответственно. Замыкают «топ-5» Германия и Турция — по 9,9%. Из зарубежных марок, оставшихся в РФ, издание отмечает итальянские Trussardi и United Colors of Benetton, немецкую Marc O’Polo и французскую Abricot.

Бренды, оставшиеся в стране, по большей части размещаются в fashion-сегменте — 59,9% — и в среднем ценовом диапазоне (либо «средний плюс»). Брендов премиального сегмента, согласно отчету, осталось мало. Еще 10% компаний представляют собой сферу общепита, 5,3% — электронику и бытовую технику.

Предел заморозки

Впрочем, однозначно констатировать «окончательный и бесповоротный» уход ряда брендов нельзя. Некоторые продают свой бизнес в РФ компаниям из дружественных России стран, и те открывают арендованные точки под новыми брендами, но с прежним ассортиментом (как это, например, случилось с польским ритейлером LPP, продавшим свой бизнес в стране китайскому консорциуму).

Некоторые компании объявили об уходе еще весной, но их магазины продолжают функционировать. Так, например, поступил британский производитель одежды марки Marks & Spencer. О полном уходе из России компания заявила еще весной, и лишь в ноябре появились новости о том, что до Нового года ритейлер намерен закрыть все свои магазины в стране. Как сообщили РИА «Новости» его сотрудники, в данный момент в отечественных магазинах сети идет распродажа складских запасов.

«Магазины будут закрыты до Нового года точно, конкретную дату мы не знаем, но не позже», — добавил сотрудник сети в одном из московских торговых центров.

По словам главы направления аренды торговых площадей ритейл-департамента CORE.XP Надежды Цветковой, многие ритейлеры сейчас действуют по схожему принципу. Они исполняют арендные договоры, за преждевременный разрыв которых пришлось бы заплатить серьезную неустойку, выплачивают зарплату персоналу. Крайний срок, который эксперт отводит таким компаниям на принятие решения о перспективах работы в РФ, — весна 2023-го. При этом многие могут определиться и раньше, к Новому году, исходя из того, что завоз новой весенне-летней коллекции происходит уже в феврале. 

Прибавление

Впрочем, случились в 2023 году и некоторые открытия. Так, в ТЦ «Гринвич» в Екатеринбурге появился fashion-бренд Perspective из Турции (представляет собой повседневную и офисную одежду для женщин). Сразу две спортивные фирмы из Китая открылись в магазинах Краснодара и Читы: Li-Ning и Anta Sports.

Переговоры об открытии в стране с весны ведут новые турецкие компании. Еще в мае «Известия» узнали о том, что в 100 торговых точках в РФ готовы открыться adL, Mudo, LTB, Twist и İpekyol. А руководитель компании Surenkok Moscow Омюр Сюренкок, отвечающей за продвижение турецкого бизнеса в России, говорил, что первый магазин откроется в РФ уже осенью. Причиной отложенного появления он называл то, что коллекции отшиваются за несколько месяцев до продажи. Кроме того, компании не были готовы к массовому выходу на рынок РФ и им необходимо время на расширение производства, рассказывал он.

В московском «Афимолле» магазины турецких марок Twist и Ipekyol открылись в октябре. Также вскоре здесь ожидается появление армянского fashion-бренда Alex YVN. По данным портала arendator.ru, Alex YVN расположится на 250 квадратных метрах, ранее арендуемых собственником бренда Oysho (объявил об уходе из РФ).

Со слов главы Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, турецкие бренды не являют собой копию европейского масс-маркета. У них есть собственная идентичность, утверждает она, а качество — вполне сопоставимое с западными брендами. Так, например, турецкая сеть женской и мужской одежды Mudo работает в сегменте Zara. К слову, начало работы в РФ в этом году рассматривал и турецкий ритейлер, производящий товары, аналогичные товарам для дома марки Zara Home.

Важным фактором устойчивости новых компаний эксперты называют завоевание доверия потребителя. Некоторые турецкие бренды ранее уже делали попытку выхода на российский рынок, но далеко продвинуться им не удалось из-за высокой конкуренции, констатируют они. Однако уход западного масс-маркета подарил неизвестным до этого в России игрокам новые возможности.

Еще по теме