Достижения иномарок в России

27.01.200300:00

Итоги продаж новых иномарок – своеобразный барометр экономического состояния страны. Они отражают не только платежеспособный спрос населения. Например, в последние два года, опираясь на данный «рейтинг», можно с большой долей вероятности определить прирост численности среднего класса. Впрочем, для некоторых автолюбителей итоги очередного года – сродни результатам сезона «Формулы 1»: многие болеют за свою любимую марку или модель.

Сводные данные «Ко» показывают, что 2002 год стал рекордным по числу проданных машин, количество которых достигло 110 000. То есть фактически каждый десятый новый автомобиль, купленный в России, иностранного производства. Однако оптимистические прогнозы начала 2002 года (тогда некоторые аналитики предсказывали объем продаж в 150 000 – 160 000 автомобилей) не оправдались.

Теперь эксперты отмечают несколько факторов, повлиявших на значительный рост рынка. И, кстати, пресловутое улучшение благосостояния населения играет отнюдь не решающую роль.

Как считает директор по продажам OOO «Тойота Мотор» Александр Безруков, значительную роль сыграли регулярно подогревающие рынок слухи о возможном повышении пошлин на иномарки. Кроме того, продажи поддержали бурно развивающиеся программы потребительского кредитования. С этим мнением соглашается и сотрудник Института комплексных стратегических исследований Евгений Погребняк. Он добавляет, что на рост рынка повлияла изменившаяся структура предложения автомобилей. Многие автопроизводители начали продажи моделей в относительно доступной ценовой категории $15 000 – $20 000.

Значительный рост продаж показали компании, которые предложили российским покупателям новые модели малого и среднего класса (по европейской классификации В, С и D) по привлекательным ценам. Это и Toyota Corolla, и Nissan Primera, и Peugeot 307, и Hyundai Getz, и Citroen С5 и С3.

В то же время эксперты отмечают, что продажи в премиум-сегменте повысились не так сильно. Впечатляющего роста не показали ни Audi, ни Volvo, ни Saab. От них выгодно отличается BMW. Для Mercedes же минувший год можно вообще считать провальным. В условиях реформирования сбытовой системы и жестких квот на поставку нового E-класса ООО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» сумело реализовать всего 2131 автомобиль (на 38% меньше, чем в прошлом году). По всей видимости, продавцам машин элитных марок придется в наступившем году серьезно задуматься о том, как стимулировать продажи.

Наконец, еще один «живительный» для рынка иномарок фактор – открытие завода Ford во Всеволожске и «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти. Эти две новости на протяжении года не сходили со страниц газет и регулярно освещались программами теленовостей, заставляя людей задумываться о покупке нового автомобиля. Ведь, как известно, если человеку кажется, что он лишь примеривается к машине, то на самом деле он уже обречен на ее покупку.

Автомобильные дилеры также отмечают любопытную особенность прошедшего года – отсутствие традиционного летнего спада продаж и буквально взрывной спрос в декабре. Например, дистрибутор Hyundai, компания «Карнэт-2000» (входит в «Рольф Холдинг») продал в мае 2002 года 241 автомобиль, в августе – 578, а в декабре – 1041. Аналогичная ситуация наблюдалась и у дилеров Toyota и Citroen.

По оценкам экспертов, в наступившем году в новые иномарки пересядет еще больше россиян. По осторожным прогнозам, будет продано 160 000 автомобилей иностранного производства, оптимисты же называют цифру 180 000. Представитель Toyota говорит, что, судя по старту января, 2003 год обещает стать урожайным. Тем более что чиновники опять играют на руку продавцам иностранных автомобилей, запустив очередную «бомбу». Минпромнауки выступило с инициативой повысить ставки таможенных пошлин на ввозимые физическими лицами 3 – 7-летние иномарки. А именно машины этой «возрастной категории» на сегодня являются для россиян единственной альтернативой походу за новым автомобилем в салон авторизованного дилера.