Top.Mail.Ru
архив

Дотянуться до звезд

«Ваши Деньги» и Национальная лига управляющих (НЛУ) представляют вниманию читателей первый рейтинг лучших управляющих компаний, работающих в Москве. Национальная лига управляющих является официально признанной саморегулируемой организацией, которая представляет интересы практически всех крупных компаний, работающих в сфере управления активами паевых фондов. Собственно, работу этих компаний мы и оцениваем в сегодняшнем выпуске «ВД».

 

Отметим сразу, что цель данного рейтинга – не выстраивать «конкурсантов», руководствуясь критерием «лучше-хуже». Компании, которые попали в наш рейтинг, уже заслужили свое место на рынке и хорошо известны и индивидуальным инвесторам, и профессиональным участникам рынка. Именно по этой причине они и получили право быть прорейтингованными. Присваивая им звезды за различные аспекты деятельности, мы стремились показать сильные и слабые стороны этих компаний, для того чтобы индивидуальные инвесторы смогли в конечном итоге лучше оценить риски и инвестиционные возможности при работе с ними.

 

Активная жизненная позиция

 

Размер чистых активов. Размер активов (имеется в виду стоимость чистых активов – о том, что это такое, читайте подробнее в статье «Как выбрать себе управляющего») – один из основных параметров, по которому можно определить, какое положение на рынке занимает управляющая компания. Чем больше активов под управлением, тем шире масштаб операций на рынке, тем профессиональнее управляющие портфелем и тем больше клиентов обслуживает компания. Это в теории. На практике же ситуация немного иная. Например, размер активов не всегда свидетельствует о количестве клиентов российских УК. Связано это в первую очередь с относительной неразвитостью российского рынка ПИФов. В итоге несколько крупных клиентов – физических лиц – вполне могут внести в фонд средства, существенно превышающие вклады доброй сотни пайщиков иного фонда, ориентированного на массового инвестора. При таком положении дел имеются свои преимущества – издержки на привлечение средств и обслуживание клиентов невелики. Но есть и опасность – размер активов может существенно уменьшиться, если кто-то из пайщиков решит покинуть фонд. Впрочем, если компания является лидером по размеру активов в совокупности с другими параметрами, отслеживаемыми в нашем рейтинге, то основания считать ее одной из лучших на рынке становятся более существенными. Большие размеры активов под управлением могут улучшить и другие аспекты деятельности УК. Например, компания с большим размером активов под управлением может позволить себе назначить низкое вознаграждение за свои услуги (оно взимается как процент от среднегодового размера активов под управлением). К тому же больший размер активов позволяет максимально диверсифицировать риски и эффективно управлять средствами клиентов при любой рыночной конъюнктуре. Поэтому управляющая компания получила две звезды, если активы под ее управлением превышают $10 млн; одну звезду, если активы под ее управлением находятся в пределах от $1 млн до $10 млн (включительно); и ни одной звезды, если активы составили менее $1 млн.

 

Жизнь по средствам

 

Собственные средства. Собственные средства компании свидетельствуют о ее устойчивости. Справедливости ради отметим, что их размер не играет такой решающей роли, как, например, собственный капитал банка. Ведь паевой фонд в отличие от банка не может разориться. Может только снизиться стоимость его активов, а затем и стоимость пая. Однако сами паи пропасть никуда не могут, поскольку являются собственностью пайщиков. Управляющая компания не становится собственником средств пайщика, переданных в доверительное управление, а может лишь управлять ими.

Тем не менее размер собственных средств нагляднее всяких слов свидетельствует о «серьезности» намерений владельцев УК. Если, например, собственные средства лишь минимально удовлетворяют требованиям ФКЦБ, то возможно владельцы компании не могут основательно капитализировать свое детище. А это, в свою очередь, повышает риск того, что в критической ситуации собственные средства компании окажутся ниже установленных требований ФКЦБ. Такое может случиться, например, если компания нарушила предписания регулирующих органов и должна уплатить значительный штраф. Или проиграла судебное разбирательство и вынуждена выплачивать значительную сумму выигравшей дело стороне. Чрезвычайные издержки могут резко уменьшить собственный капитал компании до уровня ниже требуемого ФКЦБ и повлечь за собой отзыв лицензии. Или же просто сделать компанию банкротом и вынудить ее прекратить операции на рынке. В любом случае пайщик попадает в область полнейшей неопределенности, что грозит серьезными моральными и материальными издержками. Поэтому мы присвоили по одной звездочке управляющим компаниям, собственные средства которых превышают 30 млн рублей.

 

Доходное место

 

Прибыльность – еще один важный аспект функционирования управляющей компании, хотя он и не касается напрямую потребительских свойств продукта, производимого УК (а именно управления активами). Если управляющая компания не может обеспечить прибыльность, она не сможет долго существовать на рынке – управляющий либо разорится (проест собственные средства – см. выше), либо станет выгодным объектом для поглощения конкурентами. Оба варианта в конечном итоге могут привести к смене владельца УК или даже самого управляющего фондами. Как и в предыдущем случае, такой поворот событий чреват для пайщика дополнительными непредвиденными издержками (потеря ликвидности паев на период смены УК, вопрос об успешности новой управляющей компании и т.д.). Если компания работает с убытком или недостаточной прибылью, риск таких «неучтенных издержек» для пайщика значительно возрастает. Мы допустили, что минимальным порогом прибыльности в российских условиях для – прямо скажем – не сверхприбыльного бизнеса по управлению ПИФами, может быть сумма в 1 млн рублей. Компании, заработавшие за 2001 год более 1 млн рублей, получили по одной звездочке, менее этой суммы – не получили ничего.

 

В доле

 

Количество пайщиков. Количество пайщиков – физических лиц – признак популярности УК и предмет гордости для иных управляющих компаний. Оно и понятно: клиент знает, где ему лучше, и в большинстве случаев голосует «ногами», принося свои сбережения в самую эффективную, с его точки зрения, управляющую компанию. Сам факт, что компания является лидером по числу пайщиков – физических лиц, является для нее лучшей рекламой. Неудивительно поэтому, что сегодня информацию о количестве пайщиков раскрывают всего две компании – «Тройка-Диалог» и «ПиоГлобал Эссет Менеджмент». Им есть что предъявить в качестве доказательства своей популярности. По состоянию на начало года каждая из компаний имела более 3000 клиентских счетов и продолжала активно привлекать новых клиентов в первые месяцы 2003 года (подробно об этом – в следующем рейтинге УК, который выйдет в сентябре).

Превысив определенный порог количества клиентов – физических лиц («ВД» и НЛУ считают, что это уровень порядка 1000 клиентов) срабатывает так называемый сетевой эффект – многие пайщики выбирают компанию в том числе и потому, что ее предпочитают большинство других клиентов. Покупать паи в фонде такой компании имеет смысл не только потому, что качество обслуживания и управления портфелем в ней, как правило, лучше. Можно предположить, что в «популярной» компании ниже риски, связанные с взаимодействием с контрольными и регулирующими органами в силу так называемой социальной значимости этих компаний. Однако не стоит преувеличивать фактор популярности. Как свидетельствует российский опыт, крупные компании, как и все прочие, проявляют предельную осторожность и щепетильность в общении с властями. В конце концов, банкротом или нарушителем закона гипотетически может стать любая компания, независимо от размеров и количества клиентов в фондах. Операционные риски в «популярных» УК хотя и ниже, все-таки существуют. По одной звезде получили компании, в фондах которых количество пайщиков превысило 1000 человек.

 

За выслугой лет

 

Время работы. Чем дольше компания работает на рынке, тем больше возможность отследить, как вели себя управляющие портфелем в разных условиях и на различных фазах роста/падения фондового рынка. Динамичная среда переходной экономики позволяет проверить реакцию управляющих компаний за относительно небольшой период, всего три – пять лет. Быстрое старение – отличительный признак российских управляющих компаний. Например, чтобы попасть в высшие строчки всевозможных рейтингов надежности, американским управляющим компаниям необходимо присутствовать на рынке несколько десятилетий (индустрия ПИФов в США зародилась в 1920-х годах прошлого столетия). Что же касается российских УК, то их можно считать вполне надежными, если им удалось пережить кризис 1998 года. Собственно вся отечественная индустрия паевых фондов насчитывает чуть больше шести лет. Президентский указ о создании ПИФов появился в ноябре 1996 года. Система УК все еще находится в стадии становления, и мы наверняка станем свидетелями рождения будущих лидеров рынка. Однако даже сейчас вполне разумной будет особая осторожность при обращении к недавно созданным УК. Их репутация на рынке пока не сложилась. Посчитав, что время работы с фондами – один из немногих параметров, по которому можно оценить «надежность» компании, мы решили не скупиться на звезды и присваивали ветеранам рынка по две звезды (вместо одной). По две звезды получили компании, присутствующие на рынке более пяти лет, по одной – те кто родился более года назад. Компании, еще не пережившие свой первый год, не получили ни одной звезды.

 

На комиссию

 

Размер вознаграждения. Наконец, последним фактором оценки качества работы управляющей компании в нашем рейтинге является размер вознаграждения, который платит пайщик. О вознаграждении начинающие паевые инвесторы забывают чаще всего, когда смотрят на таблицы доходности паев. И напрасно: эти платежи являются тем, что клиент управляющей компании заплатит в будущем наверняка, в то время как доходность – дело минувших дней и, как известно, не гарантирована в будущем. При любом развороте рынка пайщик заинтересован платить минимальное вознаграждение. С другой стороны, комиссионные и вознаграждение – это хлеб компании (подробнее о том, из чего состоит эта компенсация УК – читайте в статье «Как выбрать управляющую компанию»). Логично предположить, что меньший размер вознаграждения (при сохранении прибыльности бизнеса) могут позволить себе компании с большим размером активов под управлением. Как правило, они являются лидерами и по другим параметрам – уровню капитализации, размеру чистых активов и даже качеству управления инвестиционным портфелем (см. материал в этом номере). В своем исследовании мы ориентировались не на размер вознаграждения, которое получает непосредственно УК, а на общую сумму, уплачиваемую пайщиком при вхождении в фонд. То есть здесь учитываются также платежи УК своим партнерам по бизнесу – регистратору, спецдепозитарию, аудитору и оценщику (о них – читайте предыдущий материал). Такой учет представляется логичным, поскольку демонстрирует способность менеджеров управляющей компании находить дешевых и качественных поставщиков услуг, что свидетельствует об умении «жить по средствам». Мы присваивали управляющей компании звезду, если в большинстве фондов под ее управлением совокупный размер вознаграждения ниже, чем в среднем по рынку для данного вида фондов.

Еще по теме