«Доверяйте только своим ощущениям»

24.12.200100:00

Сирил Неккер возглавляет компанию «Малезан – Вильям Питерс», российское подразделение одного из крупнейших производителей и продавцов французского вина и других алкогольных напитков. «Малезан» входит в тройку лидеров, контролируя 10% российского винного рынка. Как и в других странах, в России основной оборот компании составляют массовые вина, хотя в ее портфеле немало громких имен.

Основатель и президент William Pitters Бернар Магрэ не ограничивает свои интересы Францией, активно развивая производство в таких подчас нетрадиционных для виноделия странах, как Китай. Сейчас «Малезан» присматривается к республикам бывшего СССР – Грузии и Молдавии. «Российский рынок вина, безусловно, перспективен, но не стоит строить иллюзий по поводу присутствия на нем французских вин. Традиция потребления вин из государств бывшего СССР очень сильна», – поделился своими соображениями г-н Магрэ. Не исключено, что «Малезан» начнет делать вина непосредственно в России. Сейчас представители компании изучают условия для покупки виноградников и организации производства шипучих вин в Анапе.

В беседе с «Под Градусом» г-н Неккер высказывает свою точку зрения на московский алкогольный рынок и советует, как избежать ошибок при выборе вина.

«Под Градусом»: В России очень мало людей, разбирающихся в вине. Но без профессиональных продавцов не появится разборчивых и знающих покупателей. Насколько профессионален российский алкогольный рынок?

Сирил Неккер: Настоящих профессионалов действительно немного. Я недавно говорил с одним французским поваром, работающим в очень известном московском ресторане. Он рассказал мне, что организовал у себя дегустацию вин различных импортеров. И оказалось, что из 20 представленных  образцов 15 абсолютно непригодны к употреблению. Он возмущался не тем, как можно делать такие вина, но тем, что все это привозят люди, которые в вине вроде должны разбираться.

Для нас такое отношение к вину невозможно. Не могу сказать, что все наименования в нашем ассортименте великолепны. Но это качественное вино.

«ПГ»: Можете ли вы назвать пять сильнейших игроков на российском винном рынке?

С.Н.: Если я начну давать оценки, это не прибавит мне друзей. Замечу лишь, что, сфотографировавшись с бокалом вина в руке, вы не станете специалистом. Можно поинтересоваться у главы нашей компании Бернара Магрэ, разбирается ли он в винах. И он скажет, что до сих пор ничего не знает, хотя и родился в Бордо. Там  ребенок выпивает свой маленький первый стаканчик примерно в два года, когда закончит кормиться из соски.

«ПГ»: По предварительным оценкам, рынок вина вырос в два раза, как минимум сохраняется прошлогодний темп роста – 45 – 50%. Как вы оцениваете динамику?

С.Н.: По данным федерации французских экспортеров, поставки в Россию выросли  примерно на 20%. Но это одни французские вина. К тому же учитываются только прямые поставки в Россию. Между тем много вина завозится сюда через посредников из третьих стран.

Импорт чилийских вин вообще растет фантастически. Так что общие показатели достаточно оптимистические.

«ПГ»: Несколько крупных винных домов Франции заявили о своих планах по расширению продаж в России. Наверняка их стимулировал к этому успех «Малезана». Как вы оцениваете уровень конкуренции? Есть ли здесь место для новых крупных поставщиков?

С.Н.: На рынке, тем более растущем, всегда есть место для других участников.

«ПГ»: Вы относитесь к подобным планам спокойно?

С.Н.: Просто не остается времени для того, чтобы бояться конкуренции. Наш нынешний результат – это максимум 10% того, что мы делаем на самом деле. Что, в свою очередь, составляет 2% от того, что мы хотели бы делать.

«ПГ»: Одна из проблем неразвитости российского винного рынка в том, что  очень плохо организованы места продаж. Сейчас многие крупные компании нанимают своих консультантов, которые на самом деле только мешают.

С.Н.: Магазинам следует работать над тем, как лучше организовать винный ряд, создать атмосферу комфорта для покупателя. Сейчас большой беспорядок в местах продажи. И консультанты – часть этого беспорядка. Это все просто не очень серьезно.

«ПГ»: Способна ли девушка, у которой зарплата $200, дать дельный совет при выборе вина? Она может лишь уговорить человека купить то вино, которое продает нанявшая ее компания.

С.Н.: В Бордо ежегодно появляется 17 тысяч новых вин. За десять лет это 170 тысяч. Только из Бордо! Естественно, нельзя ждать от потребителя, что он будет сидеть и читать целыми днями книги о винах. Вино – это разнообразие, и его выбор всегда будет сложным.

«ПГ»: Вы сами описали проблему, стоящую перед потребителем вина. Что вы,  как профессионал, можете посоветовать покупателю? Не считая рекомендации покупать вина компании «Малезан»?

С.Н.: Если нельзя советовать покупать «Малезан», то я посоветую не покупать никакие другие вина. (Смеется). Прежде всего получайте удовольствие от употребления вина. Человек пьет вино и думает: «Я должен сказать, хорошее оно или плохое, оценить запах, вкус…» и  забывает самое важное: получает ли он удовольствие, выпив его. Надо забыть об имидже вина и прислушаться к самому себе, своим ощущениям. Просто получайте удовольствие!

Что касается выбора, то на рынке есть все. Есть вино недорогое, но очень хорошее, есть очень дорогие, но невкусные вина. Но выбирается вино зачастую только по этикетке и по цене. Покупка бордо (это 60% французского вина на рынке) – почти приключение: повезет – не повезет… Можно ведь купить хорошее вино за 400 рублей, а можно потратить 900 рублей и промахнуться. Человек сам выбирает.  Если ему не понравилось бордо, он попробует что-то другое.

«ПГ»: Вы упомянули, что вино может быть дорогим и не очень качественным. Насколько обоснованны на ваш взгляд заоблачные цены некоторых вин? Или это всего лишь фетиш?

С.Н.: На самом деле вина оцениваются только работой. В великие вина вложено очень много труда.

«ПГ»: То есть в вино стоимостью $400 вложено в 20 раз больше труда и усилий, чем в то, которое стоит $20?

С.Н.: Нельзя сказать, что пятидесятидолларовое вино в два раза хуже, чем стодолларовое. 

Это невозможно сравнивать. Вино как женщина. Например, Кароль Буке. Во сколько раз она красивее Линды Евангелисты? В 1,57 или 2,31?