Дождались: вышла методика рейтингования региональной энергоэффективности
Каким образом и зачем вообще рейтинговать регионы и как полученные результаты могут быть использованы — в статье для журнала «Компания» рассказывает Екатерина Кваша, вице-президент, руководитель центра энергоэффективности ЦСР.
Под конец года Минэкономразвития России утвердило важный, можно сказать, долгожданный, документ — приказ от 21 ноября 2022 г. № 636 об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне (кратко — Региональный ТЭРмостат). Проще говоря, методика описывает принципы рейтингования регионов в области энергоэффективности.
Стоит отметить, что некоторые регионы уже не один год с успехом применяют инструменты рейтингования для стимулирования деятельности муниципалитетов и районов. И вот теперь, а точнее, с 2023 года, такая оценка будет проводиться на федеральном уровне.
Разберемся подробнее с тем, по каким критериям и как будут оцениваться регионы. Методикой Минэкономразвития предусмотрено 5 факторов, включающие 15 индикаторов, на которые органы власти субъектов Российской Федерации могут воздействовать напрямую. Рассмотрим каждый из них.
-
Фактор 1. «Стратегическое планирование»: включает три показателя и отражает объем, динамику и эффективность ресурсного обеспечения мероприятий по повышению энергоэффективности, в том числе, включает долю указанных мероприятий в консолидированном бюджете региона;
-
Фактор 2. «Дорожная и уличная инфраструктура»: включает два индикатора, при помощи которых проводится оценка доли энергоэффективного освещения дорог регионального и местного значения, а также объектов уличной инфраструктуры в общем объеме установленных ламп;
-
Фактор 3. «Многоквартирные дома»: четыре индикатора — доля энергоэффективных мероприятий в рамках капремонта, доля оснащения общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, доля МКД, оснащенных АИТП, среди подключенных к централизованной системе теплоснабжения и доля перекрестного субсидирования оплаты потребления электроэнергии населением — отражают усилия региона в повышении энергоэффективности жилищного сектора;
-
Фактор 4. «Государственные и муниципальные учреждения»: содержит три параметра и отражает уровень энергоэффективности бюджетной сферы путем оценки отношения объема достигнутой экономии за счет реализации мероприятий посредством заключения энергосервисных договоров к потенциалу снижения потребления ТЭР, доли оснащения энергоэффективным освещением и индивидуальными тепловыми пунктами;
-
Фактор 5. «Организационное и методическое обеспечение энергоэффективных мероприятий»: пожалуй, самый сложный в плане объективной оценки, но Минэку удалось и его сделать исчисляемым — фактор содержит показатели финансирования региональных центров энергосбережения, которые как раз и должны обеспечивать выполнение указанных мероприятий, и посещаемость сайта регцентра.
Каждый показатель имеет определенный вес при оценке фактора. В свою очередь, каждый фактор также имеет вес при оценке деятельности региона. В итоге всем регионам присваивается класс госполитики в области энергоэффективности от А++ до Е на основе 100-балльной оценки. Итоговый балл рассчитывается как средневзвешенная сумма 5-ти факторов. Такой подход позволяет анализировать результаты по регионам не только в целом, но и в разрезе каждого из 15 индикаторов, выявлять слабые и сильные направления. А еще можно анализировать и сопоставлять результаты по федеральным округам, например.
Стоит отметить, что в методике удалось обеспечить сопоставимость регионов и избежать влияния на показатели таких факторов, как климат, площадь территории, структура экономики и прочее. А это крайне важно, уж очень разные у нас регионы. Пожалуй, в рейтинге не никак не отражен только один момент — уровень энергоэффективности отраслей промышленности. Но принимая во внимание значительные отличия регионов в части структуры промышленности и бизнеса вообще, провести оценку влияния региональной политики в этом направлении, а, тем более, сравнить субъекты между собой — задача на данный момент невыполнимая.
Теперь о том, зачем вообще рейтинговать регионы и как полученные результаты могут быть использованы.
Во-первых, для определения «узких мест», слабых направлений в региональной и даже федеральной государственной политике в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это позволит направить усилия, финансовые средства именно туда, где это требуется в первую очередь.
Во-вторых, выявление наиболее успешных в тех или иных показателях регионов позволит изучить и, возможно, распространить успешную практику и на другие регионы. А также послужит стимулом для обмена опытом между регионами.
В-третьих, полученные в ходе расчета рейтинга показатели могут стать «сигналом» к корректировке федерального и регионального законодательства, к разработке новых стимулирующих повышение энергоэффективности мер.
Ну и, наконец, наличие рейтинга — это всегда стимул быть «лучше, выше, сильнее», что важно.
В следующем году будет произведен первый официальный расчет по принятой методике и опубликован первый рейтинг регионов в области энергоэффективности. Тогда уже можно будет проверить все теоретические выкладки, озвученные выше, на практике.