Драгоценное здоровье
Глава Венесуэлы лечится на Кубе, а российские компании подсчитывают возможные убытки, которые им неизбежно придется претерпеть, если в стране сменится политический режим.
Уго Чавес не просто активизировал экономическое сотрудничество с РФ, но и делал это как бы демонстративно, в отместку США. Так, в 2006 г. Венесуэла объявила о прекращении закупок оружия в США и усилила их в России. По экспертным оценкам, общий объем заключенных с Каракасом оружейных контрактов достигает $10 млрд.
Кроме того, в 2007 г. Чавес национализировал нефтяную промышленность, изгнав из страны таких западных "монстров", как ExxonMobil, Total, Chevron, ConocoPhillips. Но российским профильным игрокам местные власти предоставили доступ к нефтяным запасам Венесуэлы. В 2008 г. был создан Национальный нефтяной консорциум (ННК), куда вошли "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК-BP (каждой компании принадлежит по 20% в проекте), для реализации совместных с венесуэльской Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) проектов по разработке участков нефтеносной провинции Ориноко. В апреле 2010 г. консорциум и PDVSA зарегистрировали совместное предприятие PetroMiranda для освоения блока "Хунин-6". Доля ННК в СП составляет 40%, Венесуэлы - 60%. Каждая из наших компаний - участниц консорциума получит по 8% запасов "Хунина-6". По оценкам Минэнерго РФ, они планирует добывать в Венесуэле объемы нефти, соответствующие 10-12% суточной добычи "черного золота" на территории РФ.
В конце сентября президент "Роснефти" Игорь Сечин подписал соглашение о сотрудничестве с венесуэльской CVP о совместной добыче углеводородов на месторождениях Карабобо-2, в бассейне реки Ориноко. "Роснефти" достанется 40% от добытого. Всего же Россия вкладывает в разработку битуминозных песков "пояса Ориноко" порядка $20 млрд.
Возможно также, отечественные компании примут участие в реконструкции столицы страны Каракаса.
Оба направления сотрудничества - оружейное и нефтяное - чрезвычайно уязвимы для политических рисков, что видно на примере Ирака: после свержения Саддама Хусейна российские оружейники и нефтяники потеряли крупного клиента. Правда, может быть, глядя стратегически, потеря Венесуэлы станет не столь страшным событием. Оружие Чавес покупал в кредит, и неизвестно, собирался ли он расплачиваться. Пока что, как утверждает пресса, поставляющие оружие Каракасу отечественные военные предприятия получают компенсацию из бюджета. У РФ имеется богатый опыт списания безнадежных оружейных долгов, оставшихся от СССР. Так что неясно, принесут ли военные поставки счастье российскому населению.
Доступ к венесуэльской нефти - фактически форма платы за наше оружие. Но в добычу надо вкладывать, а российская "нефтянка" сама нуждается в дополнительных инвестициях. Так что, пока отечественная экономика будет финансировать венесуэльскую, выиграет в перспективе только руководство крупных нефтяных компаний, и это при условии, что их не выгонят, как до этого американцев.
Станислав Савинов, аналитик ООО "Урса Капитал":
"Сценарий экспроприации собственности российских компаний выглядит малореалистичным. С учетом антиамериканского вектора проводимой внешней политики венесуэльские власти вынуждены опираться на Китай и Россию. Без внешних инвестиций, в первую очередь в нефтегазовый сектор, положение экономики Венесуэлы может серьезным образом усугубиться, поставив на кон выполнение обещаний в социальной сфере и, как следствие, устойчивость нынешней власти. Дополнительной страховкой от национализации, что произошло с американскими компаниями в Венесуэле, также служит сотрудничество Каракаса и Москвы в военно-технической сфере, которое из-за экономических резонов будет трудно прекращать на фоне пикировки с Вашингтоном".
Юрий Селяндин, Старший портфельный управляющий GHP GROUP:
"Основные бизнес-интересы РФ в Венесуэле сосредоточены в двух секторах: нефтяном - месторождение Хунин, которое разрабатывает консорциум крупнейших российских нефтяных компаний (основной инвестор "Роснефть"), и оружейном: Венесуэла является крупным импортером российского оружия. Решения по участию как в первом, так и во втором случае принимаются на самом высоком государственном уровне, поэтому политическая поддержка, безусловно, важна для успешного развития этих бизнес-проектов. Более мелкие бизнесы меньше подвержены политическому влиянию, например экспорт из Венесуэлы фруктов (в том числе бананов) вряд ли пострадает".
Александр Соболенко, генеральный директор ИК "Грандис Капитал":
"Изменение политического режима, если это произойдет, безусловно, может ударить по интересам российского бизнеса в Венесуэле. Ничего экстраординарного в этом нет. Подобное явление весьма характерно для стран с так называемым ручным управлением, где власть базируется не на политической системе с многолетней историей и глубокими корнями, а на личности лидера страны. Политические риски в экономиках таких стран огромны, но и доходности инвестиционных проектов здесь заметно выше. Другое дело, что присутствие частного российского бизнеса в Венесуэле довольно ограничено. Из крупных проектов на ум приходит Национальный нефтяной консорциум с участием крупнейших российских нефтяных компаний, который разрабатывает "Хунин-6" в нефтяном поясе Ориноко. К слову, компании "Сургутнефтегаз" и ТНК-BP не стали дожидаться "Судного дня". Первая объявила о выходе из проекта еще в ноябре 2012 г. Вторая, судя по сообщениям в СМИ, также рассматривает такую возможность. Куда более существенными могут быть потери для российских производителей оружия. Венесуэла входит в пятерку основных покупателей нашего оружия. Причем до сих пор оружие Каракасу поставляли преимущественно в кредит, и любая дестабилизация политической ситуации может привезти к замораживанию выплат по этим кредитам на неопределенный срок".
Ярослав Кабаков, ректор УЦ "ФИНАМ", к.э.н.:
"Во-первых, судя по официальным сообщениям, восстановление здоровья Чавеса хоть и замедлилось в связи с легочной инфекцией, но тем не менее происходит. Соответственно у Уго Чавеса есть вполне реальные перспективы продолжить президентское правление. Во-вторых, с точки зрения закона сам факт инаугурации Чавеса выглядит чистой формальностью, так как его президентский срок не первый, президент избран народом, а Конституция не содержит жестких требований по формату проведения инаугурации. Таким образом, она может быть проведена в любом месте, а не только в столице Венесуэлы. Несмотря на имеющее место формальное нарушение требований венесуэльской Конституции, оппозиции по факту нечего противопоставить действующей власти, лидер которой Уго Чавес имеет значительную поддержку со стороны населения страны".
Богдан Зыков, эксперт "БКС Экспресс":
"Распространенное среди отечественных экспертов мнение о том, что возможные политические изменения в Венесуэле ударят по экономическому сотрудничеству между этим государством и РФ, на мой взгляд, не имеет под собой каких-либо существенных оснований. Как в сфере военно-технического сотрудничества, так и в нефтедобывающей сфере у двух стран за долгое время сложились достаточно выгодные взаимные связи, отказ от дальнейшей реализации которых нецелесообразен ни для одной из сторон. Даже если отдельные условия этого сотрудничества поменяются, стратегически страны наверняка останутся экономическими партнерами".