Друг министерской семьи
Согласно разработанной Минпромторгом программе развития фармацевтическойотрасли, в России должна существенно снизиться доля импортных препаратов. В итоге отечественные игроки могут рассчитывать на государственную поддержку, в том числе в финансовых вопросах. Непререкаемым лидером среди таких компаний считается «Фармстандарт» Виктора Харитонина, в который по счастливому совпадению недавно устроился на работу сын главы Минпромторга Виктора Христенко. За последние годы «Фармстандарт» превратился в крупнейший отечественный фармацевтический холдинг, последовательно расширяющий свое влияние за счет новых отраслей и рынков, в том числе СНГ. Недавно он вышел на украинский рынок, купив местное предприятие «Биолек», и не собирается останавливаться на достигнутом. Более того, на новом рынке Виктор Харитонин действует так же, как в России – с помощью административного ресурса. Считается, что бенефициаром выставленного на продажу завода является Александр Богатырев, сын Раисы Богатыревой, которая уже много лет возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Знакомый Абрамовича
Владелец «Фармстандарта» Виктор Харитонин родился в 1972 г. в Новосибирске, где впоследствии закончил университет. В студенческие годы предприниматель со своим однокурсником Егором Кульковым занялся торговлей ширпотребом. В 1994-м компаньоны перебрались в Москву и основали инвестиционную фирму «Профит Хаус», которая стала активным участником корпоративных конфликтов и поглощений. В частности, известно, что в 2001 г. бизнесмен скупал для владельцев «Сибнефти» акции «Аэрофлота». При этом еще в 1990-е Виктор Харитонин познакомился с фармацевтической отраслью: в то время «Профит Хаус» приобретал акции заводов для компании «Время», которая позднее превратилась в «Аптечную сеть 36,6», а также и для холдинга «Отечественные лекарства» (в настоящий момент называется «Валента»).
Известно также, что «Профит Хаус» тесно сотрудничал с фирмой Millhouse Capital, управляющей активами Романа Абрамовича. По данным участников рынка, Виктор Харитонин не являлся близким другом владельца футбольного клуба Chelsea, но был с ним лично знаком. Узнав, что американская фармацевтическая компания ICN хочет избавиться от своего российского бизнеса, Харитонин предложил Абрамовичу купить активы американцев, реструктурировать их, консолидировать заводы в группу и в дальнейшем перепродать. По такому же сценарию Абрамович работал в мясной и молочной отраслях, скупая, к примеру, мясоперерабатывающие активы в группу «Продо». Кстати, в результате его аналогичной деятельности на молочном рынке появился такой гигант, как «Юнимилк».
В 2003-м Виктор Харитонин уже был директором фармацевтического завода «Уфавита» и в том же году вместе с Романом Абрамовичем, Евгением Швидлером и другими акционерами «Сибнефти» Харитонин все-таки купил у ICN Pharmaceuticals более 90 аптек и 5 старых фармзаводов, на тот момент работавших в убыток. Весь этот бизнес обошелся компаньонам в $55 млн и стал основой для холдинга «Фармстандарт». Правда, от части активов, признанных непрофильными, пришлось избавиться. Кроме того, для восстановления предприятия требовались деньги. Поэтому сначала Виктор Харитонин продал офисное здание ICN в центре Москвы за $15 млн, а затем завод «Марбиофарм» в Йошкар-Оле. После этого было остановлено производство на площадках в Санкт-Петербурге и Челябинске, а все оборудование перевезено в Курск. От входящих в группу аптек также пришлось избавиться: они были объединены в сеть «03», а затем проданы крупнейшему дистрибьютору лекарств – компании «Протек», развивающей собственную сеть аптек «Ригла».
Выйти в лидеры
После того как фармацевтические активы были реструктурированы, Виктор Харитонин стал готовить компанию к IPO. Это решение позволило бы ему расплатиться с Романом Абрамовичем и другими акционерами «Сибнефти», вложившими средства в покупку фармактивов. Так, незадолго до IPO близкий к владельцам «Фармстандарта» Аресбанк принялся активно кредитовать дистрибьюторов, поощряя их закупать продукцию холдинга. Весной 2007-го по итогам IPO капитализация «Фармстандарта» составила $2,2 млрд. Через год после размещения котировки акций выросли еще на 50%. При этом Харитонин и его партнер Егор Кульков выкупили доли Абрамовича и менеджеров «Сибнефти».
Скорость в принятии решений и полезные связи в правительстве – основной секрет успеха Виктора Харитонина. Он, не раздумывая, может продать компанию, если последняя не приносит ему доходов, но крепко держится за прибыльные активы.
Поворотным событием для Харитонина стало приобретение за $146 млн в 2006 г. фирмы «Мастерлек» – производителя таких препаратов, как «Амиксин», «Флюкостат» и «Арбидол». Именно последнее лекарство, изобретенное еще в 1960-е в СССР, стало основным продуктом компании и вывело ее в лидеры рынка. По данным экспертов, Виктор Харитонин сумел завести необходимые знакомства, которые помогли ему «раскрутить» фармкомпанию.
«Считается, что с нынешней главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой Виктор Харитонин познакомился еще в бытность ее заместителем министра финансов Алексея Кудрина», – рассказывает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, политолог Дмитрий Абзалов. «В «Фармстандарт» не так давно из нефтяного бизнеса перешел работать сын главы Минпромторга Виктора Христенко Владимир Христенко», – сообщили «Ко» в одной из российских фармкомпаний. Более того, по данным участников рынка, шеф «Фармстандарта» фактически стал другом семьи Татьяны Голиковой и Виктора Христенко.
«Виктор Харитонин – очень влиятельный человек в отрасли», – констатирует гендиректор исследовательской DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, в настоящий момент «Фармстандарт» входит в тройку лидеров российского фармацевтического рынка и является компанией номер один на розничном рынке лекарственных средств. Даже кризис никак не помешал развитию. По информации старшего аналитика ИФК «Метрополь» Татьяны Бобровской, в 2009 г. продажи компании выросли на 68%, а в 2008-м – на 26%. Подъем был обусловлен ростом продаж «Арбидола» – более 70%. При этом «Арбидол» является общеукрепляющим средством. «Некоторые считают этот препарат эффективным, а некоторые сомневаются в этом», – подчеркивает бренд-менеджер одной из западных фармацевтических фирм.
«Арбидол» остается малоизученным препаратом. Его исследования не дают оснований рассматривать препарат в качестве лекарства с доказанной в испытаниях эффективностью лечения гриппа», – подтверждает профессор Василий Власов, эпидемиолог и президент Общества специалистов доказательной медицины.
При этом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не признает его перспективным противовирусным препаратом, а американский регулятор фармрынка Food and Drug Administration отказался регистрировать «Арбидол» в качестве лекарственного средства в США. В то же время в России «Арбидол» был рекомендован Минздравсоцразвития для лечения и профилактики «свиного» и «птичьего» гриппа. Более того, он входит в список лекарственных средств, обязательных для закупки аптеками, его приобретают и медицинские учреждения. Например, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко весной 2009-го призвал спасаться от «свиного» гриппа не импортными «Тамифлю» и «Релензой», рекомендованными ВОЗ, а отечественным «Арбидолом». После принятия Минздравсоцразвития методических рекомендаций по схемам лечения и профилактики «свиного» гриппа за один месяц продажи «Арбидола» подскочили в 1,5 раза.
Собственно, Харитонин не придумал ничего нового, фармкомпании по всему миру занимаются вопросами лоббирования своих интересов в госструктурах. «Считается, что объявление пандемии «свиного» гриппа лоббировал мировой гигант Roche, хотя эпидемический порог не был пройден», – поясняет Дмитрий Абзалов. В результате «свиной» и «птичий» грипп многие называют «медийными» заболеваниями, на борьбе с которыми хорошо заработали многие фармацевтические гиганты. Они, к примеру, разрабатывали вакцины от этих болезней.
Считается, что в нашей стране на вакцинах от гриппа неплохо заработали НИИ гриппа и фирма «Микроген», где, по слухам, у Виктора Харитонина тоже имеются «свои люди». В 2009 г. рублевая выручка «Фармстандарта» выросла на 23% в годовом сопоставлении, до 29,7 млрд руб. «Один из главных факторов роста – это увеличение продаж «Биосулина» и «Ростана». Например, на 71% выросли продажи «Биосулина». В настоящий момент на долю российских инсулинов приходится менее 10%, в то время как этот рынок очень перспективен», – отмечает Татьяна Бобровская. В частности, «Биосулин» входит в программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), то есть закупается на госденьги для больных диабетом. Вопросами ДЛО ведает Минздравсоцразвития.
Работа на будущее
«Какие средства нужны для производства одного инновационного препарата?» – поинтересовался полтора года назад президент РФ Дмитрий Медведев у Виктора Христенко. «$1–1,2 млрд», – ответил министр и представил список из 15 самых значимых препаратов, отобранных Минздравсоцразвития, а также пять проектов медицинского направления. Один из них касается создания научно-исследовательского центра «Генериум» – совместного предприятия «Фармстандарта» и фирмы «Лекко» (Владимирская область). СП специализируется на производстве генно-инженерных препаратов для лечения гемофилии, туберкулеза, рассеянного склероза, онкологических заболеваний, дефицита гормона роста и т.д. В частности, «Генериум» планирует заняться разработкой новых лекарств для лечения гемофилии – это «Коагил-VIII» и «Коагил-IX».
В то же время год назад в связи с госзакупкой препарата «Коагил-VII» разгорелся скандал. Всероссийский союз пациентов обратился с открытым письмом к министру здравоохранения Татьяне Голиковой, в котором обвинил Минздравсоцразвития в приобретении «для массового применения в амбулаторных и домашних условиях» «Коагила-VII», не прошедшего всех необходимых клинических испытаний.
По данным Гематологического центра РАМН, испытание «Коагила-VII» было проведено только на первом этапе на шести пациентах. Эффективность препарата для остановки кровотечений не была исследована, невыясненной осталась и реакция детей. Союз потребовал приостановить регистрацию и применение лекарства на время его клинических испытаний. Однако препарат успешно прошел регистрацию, получив все необходимые свидетельства.
Ранее Минздравсоцразвития закупало вместо «Коагила» продукцию датской Novo Nordisk. Кстати, российский «Коагил» оказался дешевле, на его закупке министерство сэкономило около 300 млн руб. Однако более дешевую продукцию Минздравсоцразвития предпочитает не всегда. В частности, «Фармстандарт» занимается дистрибьюцией препарата «Велкейд» бельгийско-швейцарской фирмы Janssen-Cilag. Сейчас Виктор Харитонин предлагает Janssen-Cilag совместно подумать над планами о локализации производства этого препарата в России. Два года назад «Фармстандарт» подал заявку на участие «Велкейда» в государственном тендере по программе закупки препаратов. Конкурентом «Велкейда» был «Миланфор» – дженерик, производимый «Фармсинтезом». Цена отечественного «Миланфора» была на 30% ниже стоимости западного оригинального препарата, но его сняли с конкурса в связи с «недостоверностью предоставленной информации» о лекарстве. При этом позднее было опубликовано письмо Минздравсоцразвития за подписью Татьяны Голиковой, в котором предлагалось отменить регистрацию «Миланфора» в связи с недоказанной клинической эффективностью. В письме была ссылка на мнение экспертов, однако, какие именно специалисты считают, что эффективность дженерика не доказана, не сообщалось.
Участники рынка называют «Фармстандарт» перспективной компанией. В частности, ИФК «Метрополь» ожидает у нее роста продаж в 2011 г. на 13%. «Виктор Харитонин – владелец очень крупной фармацевтической компании в России, которую построил с нуля и очень быстро», – отмечает заместитель генерального директора фармпроизводителя Stada CIS Иван Глушков. Но что будет дальше? Бизнесмен строил свое дело за счет административного ресурса, который, как показывает практика, поддерживает бизнес лишь до поры до времени. Возможности «Интеко» в Москве также казались безграничными, пока мэрию возглавлял Юрий Лужков. Сейчас же бизнес Елены Батуриной практически ничего не стоит. В своем дальнейшем развитии холдинг пока может рассчитывать на господдержку. «Если вопросами государственных закупок лекарств ведает Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, то вопросами развития промышленности, в том числе и фармацевтической, ведает Минпромторг в лице Виктора Христенко», – подчеркивает Дмитрий Абзалов. Имея собственный научно-исследовательский проект «Генериум», «Фармстандарт» может рассчитывать на государственные субсидии.
Виктор Харитонин, похоже, уже задумался о своих личных перспективах. 5,5 млрд руб. свободных средств, находившихся на счетах «Фармстандарта», компания потратила на выкуп у миноритариев около 4,9% уставного капитала по рыночной цене. Крупнейшим продавцом стала фирма «Артомик трейдинг лимитед» (2,67 млрд руб.). В мае 2007-го в проспекте к размещению акций «Фармстандарт» называл «Артомик» «компанией, связанной с одним из наших акционеров». Не исключено, что за этой сделкой последует еще одно публичное размещение акций фармкомпании. Может, бизнесмену стоит поторопиться? Любой ресурс со временем имеет свойство истощаться.
Резюме Виктора Харитонина
Год рождения: 1972
Образование: Новосибирский государственный университет
Профессиональный опыт:
в 1990-е основал инвесткомпанию «Профит Хаус». В 2003 г. совместно с Романом Абрамовичем и другими акционерами «Сибнефти» выкупил фармацевтический бизнес у американской ICN и основал«Фармстандарт». Сейчас являетсякрупнейшим акционером «Фармстандарта». Ему принадлежит 70% AugmentInvestments Ltd, владеющей 54,3% акций«Фармстандарта». 30% AugmentInvestments Ltd принадлежит его партнеру Егору Кулькову.
Семейное положение: женат, имеет двоих детей