Top.Mail.Ru
архив

Другой язык

Хорошо быть Юпитером. Ему доступно и позволено многое. И, разумеется, куда хуже быку, которому все достается в самую последнюю очередь. Однако богов мало, а вот простых смертных куда больше. И если подходить к этой категории потребителей ИТ с рыночных позиций, то окажется, в совокупности она выглядит куда более привлекательной, чем горстка обеспеченных, но малочисленных небожителей.

 

Развернувшаяся в последние годы дискуссия по поводу взращивания нового для России класса управляющих – руководителей департаментов информационных технологий (CIO) – самым непосредственным образом связана с глубоким водоразделом, проходящим между действительно крупным бизнесом и бизнесом малым. Различия в культуре ведения дел и оптимизации бизнес-процессов здесь просто драматические. А значит, индустрии информационных технологий приходится учиться продавать по сути одни и те же решения, одни и те же технологии – по-разному. Что оказывается делом непростым и крайне хлопотным.

Встраивание ИТ-стратегии в общую стратегию развития бизнеса предприятия, формирование эффективных внедренческих команд, вытягивание первых российских CIO на уровень совета директоров и масса других лозунгов, сопровождающих нынешний этап корпоративной автоматизации в стране, – все это касается исключительно крупных и динамично развивающихся предприятий. Проблема лишь в том, что действительно «больших» не так уж и много. А уж «динамично развивающихся» среди них – и того меньше.

Сотни производителей, поставщиков, проектных компаний и консультантов как мотыльки несутся на свет ярких прожекторов, выписывая вокруг них сложный конкурентный танец. Зрелище захватывающее. Однако достаточно всего лишь повернуться спиной к лучам этого ослепительного света, чтобы заметить десятки тысяч других потенциальных объектов информатизации. Их действительно много. Вот только работать с ними следует иначе. И разговаривать – на другом языке.

Но, может быть, вскоре в российском малом бизнесе появится фигура, хоть в чем-то напоминающая истинного CIO, который, видимо, точно так же хочет покупать хорошие компьютеры и объединять их в надежные сети, развивать бизнес в Интернете и по-новому учитывать свои материальные активы? Даже самые неистовые оптимисты дают здесь отрицательный ответ. Уровень развития российского малого предпринимательства и собственно предпринимателей пока явно не способствует восприятию хотя бы части аргументов поставщиков ИТ. Прозрачность, управляемость, снижение издержек, оптимизация бизнес-процессов… Все это звучит для подавляющего большинства небольших частных предприятий если и музыкой, то музыкой божественной и совершенно непонятной.

Переведем эти аналогии на человеческий язык. Все более или менее значимые поставщики ИТ в корпоративный сектор львиную долю усилий тратят на поиск и, если повезет, обслуживание крупных компаний. Ну, а малому бизнесу остается пользоваться услугами мелких и, увы, далеко не всегда профессиональных компьютерных фирм.

Но ведь, кажется, изменения налицо. Действительно, в течение последних полутора лет только ленивый не предложил потребителям из сегмента малого и среднего бизнеса «особых условий», «специальных решений» и всяческих маркетинговых программ!

Все это так. Однако если внимательно изучить лексику поставщиков, публично принимающих на себя заботу об автоматизации малого бизнеса, то быстро выяснится: оценить весь этот пафос высоких технологий способен лишь квалифицированный специалист. Беда только в том, что за редкими исключениями никого, хотя бы отдаленно напоминающего CIO, в российском малом бизнесе не найти. Есть собственник, создающий бизнес-процессы и управляющий всем хозяйством сверху донизу. И есть системный администратор, чаще всего смутно догадывающийся о сути деятельности предприятия и отвечающий за то, чтобы вовремя схватить за горло вирус, обеспечить доступ в Интернет, работу электронной почты, стандартных офисных приложений. И – никого между ними. Никого, кто смог бы перевести заманчивые предложения ИТ-компаний на язык малого бизнеса.

Лет пять назад на рынке много кричали о том, что современные информационные технологии становятся все более простыми и дружественными, так что сторонники методов «корпоративной розницы» пытались продавать в салонах компьютерной техники аж базовые наборы для самостоятельного развертывания локальных сетей.

Однако сознаемся: даже если технологии и стали лучше, проще они не стали. И нужно потратить еще очень много времени для того, чтобы объяснить огромной массе представителей малого бизнеса, зачем им компьютер как таковой. Впрочем, у этой задачи есть и другое решение – сменить язык, стиль и привычки общения, выработанные в борьбе за продвинутого и хорошо подготовленного крупного корпоративного клиента. Возможно, это куда более эффективный путь, чем тоскливо ждать, когда российский малый бизнес созреет до восприятия «айтишного новояза». Он ведь может не созреть вообще никогда…

Еще по теме