Другой язык
Хорошо быть Юпитером. Ему доступно и позволено многое. И, разумеется, куда хуже быку, которому все достается в самую последнюю очередь. Однако богов мало, а вот простых смертных куда больше. И если подходить к этой категории потребителей ИТ с рыночных позиций, то окажется, в совокупности она выглядит куда более привлекательной, чем горстка обеспеченных, но малочисленных небожителей.
Развернувшаяся в последние годы дискуссия по поводу взращивания нового для России класса управляющих – руководителей департаментов информационных технологий (CIO) – самым непосредственным образом связана с глубоким водоразделом, проходящим между действительно крупным бизнесом и бизнесом малым. Различия в культуре ведения дел и оптимизации бизнес-процессов здесь просто драматические. А значит, индустрии информационных технологий приходится учиться продавать по сути одни и те же решения, одни и те же технологии – по-разному. Что оказывается делом непростым и крайне хлопотным.
Встраивание ИТ-стратегии в общую стратегию развития бизнеса предприятия, формирование эффективных внедренческих команд, вытягивание первых российских CIO на уровень совета директоров и масса других лозунгов, сопровождающих нынешний этап корпоративной автоматизации в стране, – все это касается исключительно крупных и динамично развивающихся предприятий. Проблема лишь в том, что действительно «больших» не так уж и много. А уж «динамично развивающихся» среди них – и того меньше.
Сотни производителей, поставщиков, проектных компаний и консультантов как мотыльки несутся на свет ярких прожекторов, выписывая вокруг них сложный конкурентный танец. Зрелище захватывающее. Однако достаточно всего лишь повернуться спиной к лучам этого ослепительного света, чтобы заметить десятки тысяч других потенциальных объектов информатизации. Их действительно много. Вот только работать с ними следует иначе. И разговаривать – на другом языке.
Но, может быть, вскоре в российском малом бизнесе появится фигура, хоть в чем-то напоминающая истинного CIO, который, видимо, точно так же хочет покупать хорошие компьютеры и объединять их в надежные сети, развивать бизнес в Интернете и по-новому учитывать свои материальные активы? Даже самые неистовые оптимисты дают здесь отрицательный ответ. Уровень развития российского малого предпринимательства и собственно предпринимателей пока явно не способствует восприятию хотя бы части аргументов поставщиков ИТ. Прозрачность, управляемость, снижение издержек, оптимизация бизнес-процессов… Все это звучит для подавляющего большинства небольших частных предприятий если и музыкой, то музыкой божественной и совершенно непонятной.
Переведем эти аналогии на человеческий язык. Все более или менее значимые поставщики ИТ в корпоративный сектор львиную долю усилий тратят на поиск и, если повезет, обслуживание крупных компаний. Ну, а малому бизнесу остается пользоваться услугами мелких и, увы, далеко не всегда профессиональных компьютерных фирм.
Но ведь, кажется, изменения налицо. Действительно, в течение последних полутора лет только ленивый не предложил потребителям из сегмента малого и среднего бизнеса «особых условий», «специальных решений» и всяческих маркетинговых программ!
Все это так. Однако если внимательно изучить лексику поставщиков, публично принимающих на себя заботу об автоматизации малого бизнеса, то быстро выяснится: оценить весь этот пафос высоких технологий способен лишь квалифицированный специалист. Беда только в том, что за редкими исключениями никого, хотя бы отдаленно напоминающего CIO, в российском малом бизнесе не найти. Есть собственник, создающий бизнес-процессы и управляющий всем хозяйством сверху донизу. И есть системный администратор, чаще всего смутно догадывающийся о сути деятельности предприятия и отвечающий за то, чтобы вовремя схватить за горло вирус, обеспечить доступ в Интернет, работу электронной почты, стандартных офисных приложений. И – никого между ними. Никого, кто смог бы перевести заманчивые предложения ИТ-компаний на язык малого бизнеса.
Лет пять назад на рынке много кричали о том, что современные информационные технологии становятся все более простыми и дружественными, так что сторонники методов «корпоративной розницы» пытались продавать в салонах компьютерной техники аж базовые наборы для самостоятельного развертывания локальных сетей.
Однако сознаемся: даже если технологии и стали лучше, проще они не стали. И нужно потратить еще очень много времени для того, чтобы объяснить огромной массе представителей малого бизнеса, зачем им компьютер как таковой. Впрочем, у этой задачи есть и другое решение – сменить язык, стиль и привычки общения, выработанные в борьбе за продвинутого и хорошо подготовленного крупного корпоративного клиента. Возможно, это куда более эффективный путь, чем тоскливо ждать, когда российский малый бизнес созреет до восприятия «айтишного новояза». Он ведь может не созреть вообще никогда…