Друзья наши меньшие
Редкий мобильный телефон дороже $200 обходится ныне без встроенной цифровой камеры. Скоро не останется телефонов без функции плеера. Аналогичная тенденция наблюдается и на рынке карманных компьютеров. Наверное, каждый уже успел задаться вопросом, а нужно ли это функциональное изобилие на самом деле.
Известная своей тягой к созданию и строгому контролю уже созданных стандартов корпорация Microsoft сегодня предлагает пользователям новую «игрушку» – медиа-центр. Это специализированный компьютер, предназначенный в первую очередь для просмотра фильмов, прослушивания музыки, игр и других подобных «несерьезных» занятий. Казалось бы, какая связь может быть между мобильными телефонами с мp3-плеером и очередным идефиксом редмондского гиганта? Прямая!
По сути, медиа-центры и продвинутые мобильные телефоны – это два прямо противоположных вектора развития компьютерной индустрии. В первом случае производители пытаются четко позиционировать устройство как нечто, лучше всего справляющееся с одной задачей. Во втором – нам предлагают телефон, который якобы умеет все. Вопрос в том, нужно ли это пользователю?
То, что компании могут создавать новые рыночные сегменты, предлагая удачные технологии, не подлежит сомнению. В 2002 году Intel представила первый вариант мобильной платформы Centrino, предусматривающей наличие модуля беспроводной связи Wi-Fi. Прошло всего три года и два обновления платформы, а пользователю уже придется потрудиться, чтобы найти в продаже ноутбук без этого модуля. В 2001 году большинство мобильных телефонов было оснащено монохромными экранами. Сейчас такой вариант можно найти только на полке с самыми дешевыми моделями.
Однако если полезность технологии Wi-Fi сомнению не подлежит, то необходимость цветного экрана для многих пользователей не столь очевидна. В конце концов, тридцать с лишним лет назад мобильные телефоны появились для того, чтобы можно было совершать и принимать звонки в любом месте и в любое время.
Впрочем, сегодня почти все, кто хотел приобрести мобильный телефон, его уже приобрели. Соответственно, сохранить темпы роста продаж телефонов производители могут только в том случае, если убедят владельцев менять «трубку» через полгода-год после покупки, не предлагая при этом ничего нового по части голосовой связи, поскольку тут ничего нового уже быть не может. (Снижение темпов роста мировых продаж сотовых телефонов можно отследить по графику. – Прим. «Ко».)
Определить, что действительно нужно пользователю, а что нет – задача чрезвычайно сложная. Из-за этого до сих пор в телефонах имеются некоторые достаточно странные функции вроде доступа к мертворожденной системе WAP-сайтов, которая так и не снискала популярности у пользователей.
Сам себе режиссер
Наиболее спорным элементом современного мобильника стала встроенная цифровая камера. Первые мобильные фотокамеры обеспечивали столь низкое качество изображения, что на получившемся снимке было крайне сложно что-либо разобрать. Сейчас ситуация несколько улучшилась. Правда, расплачиваться за это улучшение пришлось габаритами телефона. Показательный пример – телефон Sony Ericsson z800i, в котором лишние полсантиметра толщины явно добавились за счет мегапиксельной фотокамеры со вспышкой.
Фото-, видеосъемка и прослушивание музыки на мобильнике в принципе могут найти свою целевую аудиторию, тем более что интерес к данным функциям производители телефонов мастерски подогревают. Достаточно вспомнить те же конкурсы мобилографии (фотографий, сделанных сотовыми телефонами). Но есть одна проблема – для питания всех дополнительных модулей используется одна и не слишком емкая батарея. В результате получается парадоксальная ситуация: когда у нас есть мобильный телефон с множеством функций, мы часто остаемся без связи из-за преждевременно севшей батарейки.
Взять хотя бы Nokia 8800 – телефон с отличным дизайном, но страдающий от несбалансированности технических параметров. Цветной дисплей и фотокамера, возможность воспроизведения музыки – это все здорово, но даже при умеренном количестве разговоров время автономной работы ограничивается всего парой дней. Это значит, что одного 20-минутного разговора при достаточно разряженной батарее достаточно, чтобы этот телефон «убить». Следовательно, такой мобильник может отказать в нужный момент и не позволить своему хозяину воспользоваться самой важной своей функцией – голосовой связью.
Необратимая конвергенция
Впрочем, недостатки современных мобильных телефонов вряд ли смогут остановить процесс конвергенции – слияния нескольких функций в одном устройстве. Тем более что имеющиеся сегодня проблемы могут быть легко устранены. Например, время автономной работы телефонов увеличивается с коммерческим внедрением новых топливных элементов – миниатюрных «генераторов», работающих на растворе спирта. Развитие высокотехнологичных производств позволяет производителям реализовывать новые функции на уже существующих аппаратных платформах, поэтому серьезного увеличения себестоимости устройств можно не опасаться. Соответственно, как только появляется возможность оснастить существующую модель новой «примочкой», это немедленно происходит. Согласно отчету исследовательской компании NPD Group, реализация mp3-плеера в мобильном телефоне может обойтись производителю очень дешево – это поднимет себестоимость аппарата не более чем на $30. Многим покупателям, в свою очередь, высокое качество снимков, видеосъемки и звучания попросту не нужно. А это еще больше упрощает задачу, стоящую перед производителем.
Качественным примером конвергенции стала линейка устройств Miniket компании Samsung – мобильных видеокамер размером с телефон со встроенным плеером и возможностью фотосъемки. Такое устройство может быть не столь качественным, как полноценная видеокамера, но носить камеру в кармане весьма удобно. В мобильном же телефоне со встроенной камерой привлекает возможность ограничиться только одним устройством, умеющим «практически все».
Там, за горизонтом
О «светлом будущем» многофункциональных мобильников говорит и статистика по продажам карманных компьютеров. Несколько лет рынок КПК практически не рос, с него ушли некоторые крупные игроки наподобие Sony. Бывшему лидеру, компании PalmOne, пришлось серьезно реорганизоваться, чтобы остаться на плаву. Но теперь этот рынок стабильно развивается – за второй квартал текущего года, по данным Gartner Research, количество проданных наладонников выросло на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. В качестве основной причины повышения продаж Gartner указывает появление возможности работать на КПК в Интернете с помощью беспроводного подключения. Получается, что просто электронная записная книжка потребителя не привлекала – на протяжении четырех лет количество проданных по всему миру КПК практически не менялось. Возможность же «общения» с внешним миром полностью изменила ситуацию.
Надо заметить, что в статистику Gartner не включены коммуникаторы и смартфоны – функционально это те же карманные компьютеры, но со встроенным модулем сотовой связи, способные заменить мобильный телефон. Но известно, что рост продаж таких устройств превышает показатели рынка КПК преимущественно за счет того, что смартфоны перестали отличаться по размерам от обычных мобильных телефонов.
Вывод напрашивается сам собой: дополнительные мультимедийные возможности могут отрицательно влиять на удобство использования телефона, зато качественные бизнес-функции в мобильниках имеют право на жизнь и будут со временем только развиваться. Производителям устройств остается расставить приоритеты, сделать телефоны технически более сбалансированными.
Что касается упомянутых медиа-центров, то они видятся весьма перспективным решением. Похоже, со временем из универсального устройства ПК превратятся в средство для выполнения специализированных задач. Например, ноутбук для работы, мультимедийный медиа-центр – для игр и домашних развлечений, а смартфон – просто «мобильная печатная машинка». Связь, общение, отчасти творчество – теперь это задача для миниатюрных устройств, которые мы всегда носим с собой.
Как ни странно, именно мобильные телефоны и КПК сегодня идут по проторенному пути развития персональных компьютеров, расширяя свои возможности. Сами же «персоналки» все больше становятся нишевыми специализированными устройствами.
Рост продаж мобильных телефонов по данным Gartner, в млн шт.
1997 107,84
1998 175,65
1999 295,15
2000 414,99
2001 413,31
2002 427,37
2003 519,99
2004 674,00
2005 778,75
2006 847,24
Источник: Gartner
Статистика по мировому рынку смартфонов во втором квартале 2005 года
Производитель Продажи смартфонов, млн шт. Доля рынка
Nokia 6, 69 54,9%
Palm 1,05 8,7%
RIM 0,9 7,4%
Motorola 0,55 4,6%
Fujitsu 0,52 4,3%
Другие 2,45 20,1%
Всего 12,16 100%
Источник: Canalys Estimates
Прогноз мобильности
Увеличение функциональности мобильников не приведет к росту их стоимости. По оценкам специалистов NPD Group, через четыре года средняя стоимость мобильного телефона снизится со $174 до $161. При том что модели будущего будут заведомо сложнее и совершеннее. С развитием телефонов могут получить большее распространение услуги, ориентированные на мобильных пользователей. С другой стороны, граница между сетевыми сервисами для ПК и услугами для мобильных пользователей может исчезнуть, так как телефоны смогут без проблем отображать веб-сайты, обеспечивать общение в Интернет-пейджерах и прочее. Частично мобильные телефоны могут выполнять такие функции уже сейчас.