Духовное звание
Что-то совсем заскучало наше с вами человечество, повзрослело, загрустило. Вот были веселые времена: в каждом доме жил Бог, в каждой черной кошке – дьявол, в каждом море – русалка, в каждом лесу – леший. По небу летали ангелы, а не самолеты. На кострах поджаривались не только шашлыки, но и ведьмы. Сказка была былью, да быльем теперь все поросло. Какой здравомыслящий белый человек с высшим образованием теперь поверит во всю эту ахинею с феями и мирроточащими иконами? Верит не верит, а, честно говоря, очень ему этого хочется: чтобы кровь взбурлила, голова помутилась, сердце застучало, а Бог оказался где-нибудь совсем рядом – и в церковь не ходи, хоть бы даже в домашнем компьютере. Ищут же теперь дьявола в ИНН, а не в кошках – и ничего, находят.
По кино, самому массовому и дорогому из всех доставшихся нам искусств, легче всего судить о том, чего жаждет человечество. Судите сами: московский прокат второй «Матрицы» (премьера назначена на 21 мая) пройдет в сорока двух кинотеатрах! Уже на прошлой неделе мой почтовый ящик, болезненно страдающий спамом, был забит предложениями доставки Бога на дом: купите, мол, The Matrix: Reloaded на DVD. Врали, конечно. Главным пиарным ходом по возбуждению публики перед премьерой продолжения «Матрицы» стала строгая секретность. Минимум интервью, информации со съемок и максимум слухов. Даже традиционный пресс-показ для кинокритиков, проводимый обычно за несколько дней до премьеры, состоится в ту же среду. Так что и я подпитывал свое ожидание тем же, чем вы, – просмотром в Интернете трейлеров и фотографий, чтением рецензий критиков (которые также еще не видели фильма) и редких интервью с актерами. «Для многих людей наш фильм – только крутой боевик с умопомрачительными драками, кунг-фу и прочим возбуждающим экшном. Но я думаю, что мы копали значительно глубже. Это по-настоящему духовное, философское кино». Так говорит Кэрри-Энн Мосс. Спасибо, Тринити.
Современный мир принято обвинять в том, что высокая духовность теперь действительно нуждается в надежном транспортере, сооружаемом из крепко сбитого сюжета, держащего за нервы экшна, прельстительных актрис (одной из деталей Матрицы стала Моника Белуччи), летающего кунг-фу и двухкнопочной (пароль – отзыв) мистики. Морфеус – сонный, Тринити – святая, Нео – новый спаситель. Взаимоотношение мира с Матрицой (Matrix – матка, источник, первооснова) можно уложить в простую схему, нарисованную мелом на школьной доске.
Тут, конечно, братья Вачовски новые двери не открыли. Самый тиражируемый автор последних двух тысячелетий не брезговал напряженностью сюжета, яркими женскими образами и, как Нео, умел творить некоторые чудеса. А для ясности изложения пользовался доступными современной ему аудитории образами. Так что если сейчас, предположим, Богу потребовалась вся фантазия братьев-режиссеров и все возможности голливудских спецэффектов, то лично я совершенно не возражаю.
Мои горячие возражения вызывает только то, что сфера чудесного как-то резко себя ограничила техническими рамками. Компьютер, DVD, мобильный телефон, банковская карточка – это, бесспорно, чудеса дивные, но нельзя ли каким-нибудь волшебным образом забрать золото и драгоценные каменья у De Beers и вернуть их гномам? Или хотя бы развести в пруду несколько русалок? Впрочем, думаю, они никуда и не исчезали, просто мы их не замечаем – то ли потому, что кино видим чаще, чем реку или звезды, то ли Морфеус нас не одолел.