Дутая история
Дирижабли — «новый черный» в авиаотрасли. Сразу несколько стартапов заявили о намерениях покорить небо с помощью современных версий цепеллинов. Кто-то целится в сегмент, который занимает малая авиация и рассчитывает перевозить с помощью дирижаблей пассажиров и объемные грузы. Кто-то планирует заменить космические спутники на низкой орбите и раздавать с дирижаблей интернет. Среди поверивших в перспективы этого вида транспорта и готовых вкладывать в его развитие миллионы долларов, например — сооснователь Google Сергей Брин. Он, как и другие энтузиасты, надеется дать еще один шанс не слишком скоростным, зато экологичным летательным аппаратам — и стать для отрасли вторым Цеппелином.
Финансируемый Сергеем Брином стартап LTA Research ведет разработки с 2016 года и наконец готов явить миру свой летающий Pathfinder. Первый действующий образец, предположительно, будет иметь грузоподъемность 28 тонн, развивать скорость 60 узлов, а дальность полета будет превышать 2500 морских миль.
Летающие на гелии «киты» от французской компании Flying Whales смогут переносить до 60 тонн груза, например, детали ракет. Для этого дирижаблестроители заключили партнерство с аэрокосмическими производителями.
Еще один «надувной» стартап Sceye уверен, что дирижабль можно вывести на геостационарную орбиту, что позволит ему конкурировать со спутниками, которые обеспечивают доступ к интернету в отдаленных регионах и осуществляют многоцелевой мониторинг.
Британская компания Hybrid Air Vehicles заявила о намерении использовать судно Airlander 10 для транспортировки пассажиров по сельским маршрутам.
Все объявленные планы должны стать явью в ближайшие годы. Так дирижабли, не требовательные к наземной инфраструктуре и экологичные, обретают второй шанс на взлет.
Граф — не дурак
Изобретателем дирижабля считается французский математик Жан Батист Мари Шарль Менье — он еще в конце XVIII века предложил идею надувного эллипсоида с двойной оболочкой и двигателями на педальной тяге. Однако первый полет дирижабля, который можно посчитать удачным, состоялся лишь спустя более чем полвека — в 1854 году. Это был аппарат конструкции Анри Жиффара, во многом основанный на идеях Менье.
А вот массовым строительством и многообразным применением дирижаблей занялся немецкий аристократ и кадровый военный Фердинанд фон Цеппелин. Будучи в США во время Гражданской войны, он заинтересовался аэростатами-разведчиками, применявшимися обеими сторонами, и, вернувшись на родину, стал пропагандировать идею воздухоплавательного флота в германской армии. Его разработки не нашли, однако, понимания у командования, и в 1890 году граф, рационализаторский пыл которого за много лет порядком поднадоел высшим чинам, был уволен из армии в звании генерал-лейтенанта — официально, в связи с достижением пенсионного возраста.
Но Цеппелин и не думал сдаваться. Вернувшись в места своего детства — на берега Боденского озера — он с жаром принялся тратить деньги семьи на создание производства дирижаблей. Восемь лет труда увенчались запуском плавучего сборочного цеха прямо на водной глади озера, созданием команды молодых талантливых инженеров и получением от соседей прозвища Граф-Дурак.
Первый полет опытного образца дирижабля LZ1 (Luftschiff Zeppelin) состоялся 2 июня 1900 года. Аппарат имел в длину 128 м, жесткую конструкцию (обтянутый тканью металлический каркас, внутри которого помещался газ в газонепроницаемых баллонах) и приводился в движение двумя двигателями Daimler мощностью 14,5 л.с. Пилотировал воздушный корабль лично граф. После долгих доработок и усовершенствований к 1906 г. ему удалось создать вполне функциональную модель дирижабля LZ2, а в 1908 г. и LZ4, на котором семидесятилетний аристократ продержался в воздухе целых 8 часов, слетав в соседнюю Швейцарию.
К сожалению, аппарат был полностью разрушен во время грозы, и здесь в истории цеппелинов могла бы быть поставлена точка, поскольку их создатель к тому времени изрядно поиздержался. Но случилось чудо: сограждане вдруг начали помогать изобретателю материально, да и Вильгельм II, король входившего в состав Германской империи Вюртемберга, распорядился выделить на дирижабли 500 000 марок. И дело пошло — да так, что еще один Вильгельм II — германский кайзер — заявлял, что фон Цеппелин стал «величайшим немцем XX века».
Бомбовоз
В 1909 году Фердинанд фон Цеппелин основал первую в мире транспортную авиакомпанию Deutsche Luftschiffahrt AG. Уже через год четыре дирижабля совершали регулярные рейсы внутри Германии, для чего была создана соответствующая инфраструктура с ангарами и причальными мачтами.
С начала Первой мировой войны флот дирижаблей активно применялся немцами для разведки, пропаганды и даже для бомбардировок городов, включая Лондон и Кале. 14 августа 1914 года в результате налета одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, еще 900 повреждено. Да, возможность неспешно, со скоростью 80–90 км/ч, преодолеть пару тысяч километров на недосягаемой для авиации и артиллерии высоте и обрушить на противника тонны бомб — мощный фактор устрашения.
Но, помимо достоинств, проявились и вопиющие недостатки воздушных гигантов. Наполнявший цеппелины водород был пожароопасен, маневренность оставляла желать лучшего, да и зависимость от погодных условий живучести тоже не прибавляла.
Причал у Эмпайр Стейт
Фердинанд фон Цеппелин умер в 1917 году, и его фирму возглавил ее бывший пресс-атташе Гуго Эккенер. Хотя, по послевоенным соглашениям, Германии запрещалось иметь летательные аппараты двойного назначения, Эккенеру удалось уговорить власти построить трансатлантический гигантский дирижабль жесткой конструкции на гелии. К 1924 году появился LZ126. Любопытно, что он был передан США в счет репараций и под именем «Лос-Анджелес» стоял на вооружении американских ВМС.
К тому времени английский дирижабль R-34 уже перелетел Атлантику (в 1919 г.), а в промышленно развитых державах начался бурный рост дирижаблестроения. Шпиль Эмпайр Стейт Билдинг использовался в качестве причальной мачты. 102-й этаж этого здания изначально был причальной платформой со сходнями для подъема на дирижабль.
Популярность дирижаблей нашла свое отражение даже в фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — герой Харрисона Форда и его отец в исполнении Шона О'Коннери летят именно на цеппелине.
Но гигантами из гигантов были творения все той же Luftschiffbau Zeppelin GmbH. Первый из них — дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ127), построенный к 90-летию своего «отца», в сентябре 1929-го начал трансатлантические рейсы. В том же году LZ127 с тремя промежуточными посадками совершил легендарный кругосветный перелет, преодолев за 20 дней более 34 000 км со средней полетной скоростью около 115 км/ч. Он совершал регулярные полеты до 1936 г., удостоился изображения на почтовой марке во время панамериканского турне и закончил «жизнь» в 1940-м, будучи уничтоженным по приказу министра авиации гитлеровской Германии Германа Геринга.
Самым крупным созданием фирмы Цеппелина был LZ129 «Гинденбург»: 245 м в длину, максимальный диаметр — 41,2 м, 200 000 кубометров газа в баллонах, 4 двигателя Daimler-Benz на 1200 л.с. каждый, до 100 т полезного груза и скорость до 35 км/ч. Полеты с пассажирами, в том числе в Северную и Южную Америки, «Гинденбург» начал в мае 1936-го. В том же году он совершил самый быстрый перелет через Северную Атлантику — ему потребовалось на это всего 43 часа. Всего же течение года цеппелин совершил 37 рейсов через Атлантический океан, перевезя около 3000 человек.
Со всеми удобствами
Примерно за $400 «Граф Цеппелин» и «Гинденбург» предлагали своим пассажирам весьма комфортные условия. Путешественникам полагалась отдельная каюта с душем. Коротать время в полете можно было, прохаживаясь по просторному застекленному салону, к услугам пассажиров — ресторан с настоящими столами, стульями, обязательными серебряными приборами и роялем (правда, чуть уменьшенным в размерах). Для курильщиков оборудовано специальное помещение, отделанное асбестом, где одновременно могли подымить до 24 человек, воспользовавшись единственной на борту зажигалкой. Остальные огнеопасные предметы изымались при входе на борт, и это было единственным серьезным ограничением для путешественников.
Однако в целом история столь совершенного и величественного дирижабля, как «Гинденбург, была короткой и трагичной. В свой последний рейс он отправился 3 мая 1937 года. К утру 6 мая он уже прибыл в Нью-Йорк. После нескольких кругов над городом и пролета над толпой журналистов на верхней площадке Эмпайр Стейт Билдинга «Гинденбург» направился в сторону базы Лейкхерст, где и должен был приземлиться. Поскольку в городе бушевала гроза, разрешение на посадку было получено только вечером. Уже когда были сброшены посадочные тросы, в районе 4-го газового отсека произошел взрыв и дирижабль мгновенно загорелся. Усилиями капитана Макса Прусса горевший «Гинденбург» все же удалось посадить, благодаря чему 62 из 97 находившихся на борту пассажиров спаслись.
Это была и катастрофа для всего дирижаблестроения. В 1938 г. построили LZ130, второй «Граф Цеппелин», но почти сразу в Германии был принят закон, запрещавший пассажирские полеты дирижаблей на водороде, и полетать ему так и не удалось. Впрочем, во время Второй мировой войны ВМС США использовали небольшие дирижабли класса «К», которые могли находиться в воздухе до 50 часов, для обнаружения немецких подводных лодок. Один из них в ночь с 18 на 19 июля 1943 г. атаковал шедшую в надводном положении субмарину U-134 и в результате завязавшегося боя был сбит. Это единственное боестолкновение во Второй мировой войне с участием дирижабля.
В СССР во время Великой Отечественной войны в обеспечении боевых действий применялись, по некоторым данным, четыре дирижабля – «СССР В-1», «СССР В-12», «Малыш» и «Победа». Одной из важнейших их задач была транспортировка водорода для дозаправки аэростатов воздушного заграждения. Одного вылета дирижабля с попутным грузом хватало для заправки 3–4 аэростатов. Всего за годы Второй мировой войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов. Дирижабли перевезли 194 580 кубометров водорода и 319 190 кг различных грузов.
А в 1945 году на Черном море был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели из Москвы в Севастополь совершила перелет все та же «Победа». С нее наблюдателям случалось обнаруживать мины даже после того, как после неоднократного траления бухты.