Два фронта

«Голден Телеком» хочет стать крупнейшей компанией связи на территории СНГ. По некоторым данным, закончив слияние с компанией «Совинтел», «Голден Телеком» присматривается к «Комбеллге». После всех предполагаемых поглощений, включая приобретения региональных операторов, оборот «Голден Телекома» может превысить $400 млн.

 

Президент «Голден Телекома» Александр Виноградов любит общаться с журналистами. Быструю реакцию на неприятные вопросы он выработал во время многочисленных встреч с инвесторами. Виноградов возглавляет американскую компанию и входит в элиту российских связистов. Он обладает тем качеством, которое в корпорациях называют vision, то есть «предвидение». Используя это качество своих руководителей, успешные организации строят стратегии поведения на рынке. Именно vision является ключевым преимуществом «Голден Телекома» над «Связьинвестом». У старших менеджеров государственной монополии горизонт компетенции ограничен предстоящей приватизацией компании.

 

«Ко»: Александр Яковлевич, действительно ли «Голден Телеком» приобретает «Комбеллгу», а Telenor становится одним из ваших стратегических инвесторов?

Александр Виноградов: Оставим этот вопрос без комментариев.

 

«Ко»: На NASDAQ у вас находятся в свободном обращении 4,2 млн акций, что составляет около 15% от всего количества. Для нормального развития публичной компании этот объем необходимо увеличить до 25 – 30%. Собираетесь ли вы проводить допэмиссию?

А.В.: Существуют различные варианты повышения ликвидности акций. Это может быть и допэмиссия, и продажи акций кем-то из акционеров.

 

«Ко»: Акции “Голден Телекома” за прошедший месяц подорожали с $16 до $24. Возникает ощущение, что кто-то скупает ваши акции в ожидании, что они вырастут в цене. Возможно, “Альфа-груп” хотела бы увеличить свой пакет до контрольного?

А.В.: Это неверное предположение. Существует соглашение крупных акционеров, по которому ни один из них не может иметь более 49% акций, по крайней мере до сентября 2004 года. Можно посмотреть на проблему и с другой стороны. Если один из наших акционеров приобретет контрольный пакет, то инвесторы, которые работают с нашими акциями на открытом рынке, могут среагировать негативно. Это приведет к падению стоимости акций. Группа “Альфа” – как стратегический инвестор – заинтересована в том, чтобы заработать деньги на хорошем бизнесе. Для этого нужно не акции приобретать, а увеличивать активы.

Рост акций – это нормальные рыночные колебания, а также реакция на наши результаты в первом квартале. Два месяца назад у меня было роуд-шоу в Нью-Йорке, по результатам которого аналитики подготовили отчеты о «Голден Телекоме». Все написали, что акции недооценены примерно на 30%, и поставили рекомендацию: buy, то есть “покупать акции”. Тогда они стоили как раз $16, а аналитики указали интервал между $23 – 25. Так что в данном случае просто сбылось предсказание аналитиков.

 

«Ко»: Такой скачок стоимости акций был следствием вашей презентации?

А.В.: Нет, хотя она тоже стимулировала рост. Прежде всего повлияли итоги первого квартала – наш оборот вырос и составил $78,4 млн. Взгляните на динамику роста компании за последние полтора года. Я возглавил «Голден Телеком» в ноябре 2001-го. На тот момент акции котировались по $10. Плюс у нас были переоцененные активы. Нам пришлось списать около $20 млн, числящихся за Интернет-проектами, и $10 млн, вложенных в развитие сотового бизнеса на Украине. Это был непопулярный шаг, так как в результате акционеры сразу стали на $30 млн беднее. Мы столкнулись и с недоверием инвесторов. Они плохо понимали, почему мы планируем рост на 20%, в то время как тот же самый бизнес в США не развивается. (Телекоммуникационный рынок США начиная с 2001года находится в кризисе. – Прим. “Ко”.) Я и финансовый директор провели в 2002 году около 145 личных встреч, на каждой из которых доказывали инвесторам, что в России ситуация иная. Мы объясняли, как будем строить компанию и почему ее капитализация будет расти. Так что рост акций – это следствие того, что мы сдержали свои обещания и рынок поверил нам.

 

«Ко»: Но ведь и Россия в ближайшее время может въехать в ту же «яму», где находятся США?

А.В.: Не может. Россия слишком сильно отстала от Запада в вопросах развития связи, теперь она будет поступательно развиваться. В США, когда Интернет был предложен как массовая услуга, компьютеры уже стояли в каждом доме, их нужно было только подключить к сети. Массовый запрос на каналы подтолкнул операторов к тому, чтобы быстро строить сети. Новых каналов создали с избытком, однако число компьютеров и пользователей не увеличилось. После подключения всех ПК бума как не бывало, а операторы оказались на грани разорения. В России ситуация обратная: у нас построено достаточное количество каналов, но не хватает компьютеров. Поскольку рост потребительского рынка и увеличение каналов передачи информации взаимосвязаны, то кризиса, подобного американскому, не будет.

 

«Ко»: В какой области вы видите наиболее благоприятные перспективы для развития компании?

А.В.: В регионах. Когда мы начинали бизнес 13 лет назад, то наши услуги на 95% состояли из передачи международных переговоров и на 5% – междугородных. Сейчас картина сильно изменилась: преобладает междугородный трафик. Регионы просыпаются, и мы на себе ощущаем, как растет объем передаваемой информации. Именно поэтому мы приобрели за $15 млн красноярского оператора «СибЧелендж» и не собираемся на этом останавливаться. Наши корпоративные клиенты идут в регионы, и мы следуем за ними. В этом году компания «Голден Телеком» за полтора месяца построила и пустила в действие новую сеть для «Вымпелкома» в Санкт-Петербурге. Мы готовы создавать новые сети совместно с другими операторами и в других регионах.

 

«Ко»: Насколько болезненно для бизнеса прошло слияние с “Совинтелом” и “ТелеРоссом”?

А.В.: Болезненно лишь отчасти, но успешно. Наши бизнесы во многом дополняли друг друга. Мы не потеряли клиентов и обеспечили рост финансовых показателей. Еще до подписания официальных документов – в январе прошлого года – мы начали соединять команды. В компании формировалось четыре основных направления развития бизнеса: корпоративные клиенты, региональные сети, услуги для операторов, доступ в Интернет. Костяком каждого направления становилась команда из той компании, где этот бизнес был успешнее. Корпоративный сегмент был более развит в «Совинтеле», и соответственно его возглавили менеджеры этой компании. В региональном бизнесе лидировал «ТелеРосс», поэтому костяк сформировали его сотрудники.

 

«Ко»: Собираетесь ли вы принимать участие в приватизации «Связьинвеста»? «Голден Телеком» присутствует в 15 российских городах. Ваш акционер «Альфа-груп» осенью 1997 года в союзе с Telefonica de Espana и банком CS First Boston принимала участие в тендере на 25% + 1 акция «Связьинвеста», но проиграла. Теперь «Альфа» вполне могла бы сделать второй заход. Да и для средств, полученных от продажи ТНК компании British Petroleum, это вполне удачное вложение.

А.В.: Мечтать можно, но надо мыслить реально. Во-первых, это вопрос наших акционеров, а не «Голден Телекома». Во-вторых, мы прекрасно понимаем, что наш масштаб в десятки раз меньше, чем масштаб «Связьинвеста». В-третьих, неизвестно, какой пакет будет выставлен на продажу. От его размера будет зависеть и то, какие инвесторы будут привлечены. Кроме того, по мнению владельцев, пока еще рано продавать компанию, ее стоимость только начала расти. Хотя для покупателей сегодня самое подходящее время.