Два лика обувной империи
«Парижская Коммуна», остающаяся в сознании российского потребителя обувной фабрикой, давно уже превратилась в крупную торгово-промышленную группу и зарабатывает на управлении недвижимостью. От обувного производства, не самого прибыльного для компании, можно было бы и отказаться, если б не льготы легпрому от московских властей.
Фабрика «Парижская Коммуна», расположенная в двух километрах от Кремля, входит в список обязательных мест для визитов представительных делегаций. Сначала их возглавлял Косыгин, потом Горбачев, потом Ельцин. Времена и президенты менялись, а фабрика на Павелецкой продолжала выпускать обувь.
Александр Никитин, нынешний гендиректор и совладелец «Парижской Коммуны», проработал на предприятии четверть века. Советские делегации вспоминает с большой теплотой: благодаря вниманию властей фабрике всегда доставались лучшие специалисты, новейшее оборудование. «Мы всегда могли заглянуть вперед и к новым условиям оказались более подготовлены, чем коллеги по отрасли», – говорит Никитин.
Компании принадлежит 3,5 га земли и несколько зданий общей площадью 150 000 кв. м, девять обувных фабрик за пределами МКАД, сеть из 56 магазинов, завод по производству машиностроительного оборудования. Предприятие владеет акциями в 39 компаниях, среди которых два банка – «Павелецкий» и Московский индустриальный банк. Стоимость активов своей компании Никитин оценивает как минимум в $250 млн. Оборот «Парижской Коммуны» в прошлом году составил $60 млн.
Лучшее – детям
Исторически половину ассортимента «Парижской Коммуны» составляла детская обувь, производство которой дотировалось на 20%. А в начале 1990-х мамы бросились покупать малышам яркие ботиночки с иностранными наклейками. Ради повышения конкурентоспособности продукции компания нашла профильного инвестора. Итальянская фирма IMAC и ее детское подразделение Igishoes & technologies поделилась технологиями и специалистами. В счет услуг итальянцы увозили к себе 50% обуви, произведенной «Коммуной», а остальной товар компания стала продавать на внутреннем рынке под своей торговой маркой.
Параллельно производству фабрика начала развивать розничное направление. В горбачевские времена у нее появилось 15 фирменных магазинов. Во время приватизации при Ельцине магазины из рук фабрики уплыли. Для восстановления сбытовой сети Никитин использовал старые связи с торговлей – первая секция «Коммуны» была открыта в «Детском мире». К 1995 году было открыто еще около 20 точек.
На развитие розницы нужны были деньги. Никитин почти с ужасом вспоминает, как брал кредиты под 240% годовых в Московском индустриальном банке. «А что было делать? – возмущается он. – Не достроишь комплекс – на что ботинки производить? Не будешь открывать магазины – где продавать?» Но вот любопытная деталь: проигрывая как гендиректор фабрики, Никитин выигрывал, будучи акционером банка, взимавшего грабительские проценты.
Все эти действия поставили компанию на грань банкротства. На Никитина и его главного бухгалтера Михаила Белова были заведены уголовные дела. Но все обошлось: в 1996 году «Парижская Коммуна» закончила строительство торгового комплекса на своей территории и получила источник дополнительного дохода, который впоследствии станет основным.
Летом 2000 года фабрика разместила облигационный заем на 200 млн руб. ($6,5 млн). Андеррайтером выступил банк «Павелецкий». Погашение двух третей купонного дохода в 24% годовых взяли на себя московские власти. Взамен «Коммуна» пообещала увеличить налоговые поступления в бюджет.
Примерно 150 млн руб. понадобилось на открытие еще 40 магазинов по стране под маркой «Парижская Коммуна». На оставшиеся от займа 50 млн руб. фабрика организовала производство обуви для сотрудников Минобороны, МВД, МЧС и других ведомств – так компания вышла на перспективный рынок госзаказов.
Как ветераны защитили «Коммуну»
В 2001 году возле проходной фабрики появились люди, раздававшие работникам листовки с предложением продать акции западному инвестору. Трудовому коллективу обещали избавление от гнета «ворующего начальства». Затем начались звонки, проверки регулирующих органов, судебные разбирательства. Правда, до автоматчиков, неизменных героев переделов собственности, дело не дошло.
«Парижская Коммуна» на первый взгляд выглядела легкой добычей. На тот момент гендиректору Александру Никитину принадлежало 12% акций, по 5 – 7% было на руках еще четырех топ-менеджеров, остальное – у трудового коллектива. Но сотрудники, которых кормили бесплатными обедами и раз в год снабжали профкомовскими путевками, не поверили западному инвестору. К тому же руководство «Коммуны» и ветераны труда, которых оно поддерживало, доходчиво объясняли, что всю «социалку» новые хозяева обязательно сократят как нерентабельную.
Под именем западного инвестора скрывался бизнесмен Александр Удалов, президент компании UMACO, управляющей гостиничным комплексом «Катерина». Близкая ему компания Sweagent, зарегистрированная в Швеции, арендовала под гостиницу два здания на территории «Парижской Коммуны». Удалов не хотел вкладывать деньги в реконструкцию чужих объектов и решил приобрести их в собственность, но потерпел неудачу. «Агрессорам» свои акции продали лишь четыре человека, остальные предпочли руководство – так менеджмент «Коммуны» консолидировал 97% акций. Неудачу «налетчиков» гендиректор компании объясняет крепкими традициями трудового коллектива. «За все эти годы мы ничего не продали, а только строили и развивались», – говорит он.
В 2002 году стороны пошли на мировую. Никитин утверждает, что после неудачной попытки Удалова перехватить у «Коммуны» два здания на компанию больше никто не покушался.
Чем же так привлекла «Парижская Коммуна» «капиталистов» из UMACO? Уж точно не старым брэндом и не производственными мощностями. Компания Никитина сидит на мешке с золотом: фабрика находится практически в центре Москвы. Ей принадлежит 3,5 га земли и несколько зданий общей площадью 150 000 кв. м. По оценкам ColliersInternational, стоимость земли в районе Павелецкого вокзала колеблется в диапазоне от $ 9 до $20 млн за сотку.
Сейчас здесь расположены мебельный центр «Громада», офисы компаний «Совинтел», «Аркада-групп», «Великан». По оценкам Юлии Никуличевой, начальника отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle, земля и здания «Парижской Коммуны» могут стоить $120 млн –$150 млн. Доходы от обувного производства по сравнению с доходами от недвижимости выглядят слишком блекло.
Но эффективно использовать свое территориальное преимущество компания пока не может. Еще в середине 1990-х годов по программе Лужкова «Парижская Коммуна» начала перемещать производство за МКАД. Никитин не скрывает, что в перспективе в столице останутся только маркетинговые службы и конструкторское бюро компании. Однако за десять лет ей удалось перенести на девять дочерних региональных предприятий лишь половину производства.
Не Париж
Пока компания отбивалась от нашествия UMACO и строила магазины, ее обувной бизнес постепенно сходил на нет. В советские годы (с учетом поступавших из Индии 5 млн пар заготовок) фабрика производила около 30 млн пар обуви. В 2000-м году на «Коммуне» было изготовлено около 2,5 млн пар. В прошлом году объем производства обуви сократился в два раза, и оборот обувного бизнеса составил всего $11,2 млн.
Беда «Парижской Коммуны» в том, что 70% производства приходится на недорогую детскую обувь, средняя отпускная цена которой составляет 250 руб. «Торговая марка «Парижская Коммуна» спозиционирована в средне-низком и низком сегменте рынка, – говорит вице-президент корпорации «Эконика» Сергей Саркисов. – А в этом сегменте рентабельность низкая».
Для повышения доходности Никитин вынужден искать новые ниши. В следующем году его компания собирается начать производство дорогой детской обуви, стоимостью от 2500 руб.
Компания с опозданием спохватилась, что акцент на детской и рабочей обуви стоил ей потери позиций на рынке обуви для взрослых. В августе 2003 года по лицензии IMAC фабрика начала производство мужской обуви стоимостью 1000 – 1200 руб. в розничных ценах. Продавать ее «Коммуна» планирует не только через собственную сеть. Переговоры идут с российскими специализированными сетями Monarch и Tervolina, немецкой Metro.
Амбиции «коммунаров»
Большие амбиции обувной компании связаны и с развитием торговых проектов. Они традиционно согласуются с политикой московского правительства. В соответствии с решением коллегии департамента науки и промышленной политики Москвы на базе Торгового дома «Заря» (оптового подразделения «Парижской Коммуны») будет построен обувной распределительный центр – огромный оптовый склад. В строительство комплекса площадью 26 000 кв. м планируется вложить около $17 млн. Собирая продукцию 30 российских фабрик под одной крышей, Никитин сможет добиваться максимальных скидок от производителей.
По мнению Андрея Бережного, гендиректора ТД «Белка», необходимость создания подобного центра давно назрела. «Чтобы производство обуви было рентабельным, фабрика должна изготавливать ограниченное количество моделей, но в больших объемах, – говорит он. – Сбыть такой объем предприятие самостоятельно не может – это задача крупных дистрибуторов, которых в России нет». Правда, создание распределительного центра до сих пор находится в стадии проектирования, хотя начать строительство планировалось еще в 2003 году.
Похоже, «Коммуна» все больше концентрируется на недвижимости. Как стало известно «Ко», в кабинетах мэрии зреют планы застроить территорию фабрики новыми объектами. На освобождаемой по мере переноса производства за город территории к 2008 году должен быть построен многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой. Ввод объектов комплекса будет осуществляться поэтапно. Первые корпуса площадью 22 000 кв. м Никитин начнет строить уже в этом году.
При этом полностью отказаться от производства обуви «Парижская Коммуна» не может. Статус предприятия легкой промышленности дает ей льготы – сохраняя профиль деятельности, «Коммуна» платит почти в восемь раз меньший налог на землю. Список льготников ежегодно обновляется. Согласно постановлению правительства Москвы №706-ПП от 26 августа 2003 года за использование земли «не по целевому назначению» право пользоваться преференциями потеряли Тушинская фабрика «Победа», фабрика имени Н.Э. Баумана и еще три предприятия. Но что станет с грандиозными планами, если мэр Лужков оставит свой пост немного раньше? В московском бизнесе правила игры меняются быстро.
Еще по теме





