Дважды руководитель
Физик, теннисист, продавец...
Леониду Мухамедову 32 года. Он сильный и серьезный руководитель, но категорически не приемлет силовых методов управления. Коллеги считают, что заслугой Леонида Мухамедова является создание в компании APC доброжелательной обстановки, располагающей к плодотворной работе. Каждый сотрудник в российском APC волен работать во имя достижения цели таким образом, как это ему удобно. "Я не давлю на людей. По-моему, большинство решений мы должны принимать в команде, - рассказывает Леонид Мухамедов. - Но это не значит, что я ничего не требую с подчиненных. У нас есть планы. На первых этапах я помогаю выполнять эти планы, а потом пускаю сотрудника в вольное плавание: он сам себе хозяин, он знает, что от него требуется, и работает так, как считает нужным".
Сравнительно молодой даже по российским меркам руководитель имеет за плечами опыт работы в различных сферах бизнеса. В 1990 году после окончания Московского физико-технического института
Сотрудничество с компаниями Novell, Hewlett-Packard, IBM, Microsoft, Intel, Cisco помогло корпорации быстро освоить рынок.
Сейчас доля корпорации на мировом рынке средств защиты электропитания составляет до 45%, в России (здесь она работает с 1991 года) - 80%. Доход APC за 1999 год составил $1,31 млрд, 26% из которых приходится на регион Европы, Среднего Востока и Африки, в который входит и Россия.
Потребность в продукции APC объясняется той ролью, которую играют в жизни современного человека компьютер и хранящаяся в нем информация. По данным Bell Laboratories, 45,3% сбоев информационных систем происходит из-за проблем с электроснабжением. А IBM Corporation утверждает, что любой компьютер испытывает в месяц в среднем 120 сбоев в электропитании, каждый из которых может привести к потере данных. Если же верить статистике Yankee Group, то треть американских фирм, потерявших подобным образом все свои базы данных, так и не смогли восстановить свой бизнес.
В любом случае сбои систем из-за нарушения электроснабжения приводят к дорогостоящим простоям. International Data Corporation так оценивает убытки от одного часа простоя в критически важных системах:
Автоматизированная система резервирования и продажи авиабилетов - $89,5 тыс.;
Продажа товаров по каталогам - $90 тыс.;
Продажа и авторизация по кредитным картам - $2, 6 млн;
Финансовые операции на биржах - $6,4 млн.
В Швеции Леонид проработал год. Будучи аспирантом Chalmers University, он участвовал в совместных проектах университета, американских институтов и компании Ericsson в области телефонии. Однако, несмотря на интересную работу, Леонид не стал задерживаться в Скандинавии. "Однажды я вдруг подумал, что мне интереснее заняться чем-то другим, и решил вернуться в Россию", - вспоминает Леонид Мухамедов.
Возвратившись на родину, Леонид занялся страховым бизнесом. "У меня было несколько друзей, которые организовали свои страховые компании, - рассказывает Мухамедов. - Бизнес был достаточно успешный, и я присоединился к одному из приятелей. Мы стали лоббировать интересы компании в некоторых государственных структурах". Но вскоре и страховой бизнес перестал быть привлекательным для Леонида. И он ушел в компанию "Партия".
Ровно неделю Мухамедов работал в "Партии" продавцом-консультантом в компьютерном отделе и вспоминает об этом с удовольствием: "Считалось, что работа продавца недостойна человека, знающего в совершенстве шведский и английский языки, но эта неделя стала для меня очень хорошей школой. Работая с покупателем, я многое понял, и это помогает мне до сих пор". Через неделю директор компании Александр Минеев пригласил Мухамедова в центральный офис "Партии" работать под началом Василия Селюминова на должности директора направления мобильных компьютеров. Это была первая руководящая должность в жизни Леонида Мухамедова. Он отвечал за поставки и продвижение ноутбуков в магазинах "Партии". Однако Мухамедову не удалось вписаться в жесткий менеджмент "Партии". "Мое видение бизнеса отличалось от видения директора компании, - рассказывает Леонид. - Однажды я посчитал нерациональным продвигать через магазины "Партии" дешевые тайваньские ноутбуки". В итоге создалась ситуация, в которой Леонид решил искать новое место работы.
Первая попытка
В APC Мухамедов пришел в 1995 году. Компании требовался человек, умеющий грамотно работать со сбытом продукции. Глава представительства Константин Шляхов (ныне директор по дистрибуции компании Marvel) заинтересовался опытом кандидата, и Леонид Мухамедов занял должность менеджера по Москве. В его обязанности входила работа с ключевыми партнерами на московском рынке, корпоративными пользователями (центральный офис Сбербанка РФ, Сбербанк Москвы и др.) и розницей. "Это было полезно. Приходилось встречаться с очень интересными людьми, которые занимаются бизнесом, и не только компьютерным", - делится впечатлениями Леонид.
Московский рынок играл ключевую роль в деятельности компании. Через Мухамедова проходил весь российский бизнес APC, Леонид обладал информацией о всех сделках, причем не только в московском регионе. Фактически уже тогда Леонид занимался работой менеджера по дистрибуции, хотя назначен на должность руководителя дистрибуторского канала был только через год - в 1996-м. После назначения менеджером по дистрибуции
обязанности Леонида Мухамедова сузились, но работы стало значительно больше. К тому времени объемы продаж APC в России росли быстрыми темпами, Леониду приходилось проводить огромные объемы сделок. Правда, дело облегчалось тем, что с большинством дистрибуторов Мухамедов был хорошо знаком еще в бытность менеджером по Москве. Работа спорилась, и вскоре Мухамедов получил должность главного менеджера по дистрибуции. Теперь он отвечал не только за дистрибуторские каналы, но и руководил командой представителей APC в регионах. По сути он занял третий по значимости пост в российском представительстве APC - после главы представительства и менеджера по маркетингу.
В 1996 году из московского офиса APC ушел Константин Шляхов. Фактическим руководителем представительства стал Леонид Мухамедов, хотя официально на эту должность его никто не назначал. "Кому-то нужно было делать работу руководителя", - говорит Леонид. Исполняющим обязанности Леонид был в течение года. За это время головным офисом, расположенным в Вест-Кингстоне, были отобраны несколько кандидатов на должность главы представительства - в том числе Леонид Мухамедов, - между которыми произошел негласный конкурс. В результате главой представительства назначили Дмитрия Соколова, работавшего прежде в московском офисе Digital Equipment. Леонид же продолжил работу с дитрибуторами. "Я был даже рад такому раскладу. В тот период из меня руководитель получился бы не такой, как сейчас. Я у Соколова очень многому научился", - комментирует Леонид.
Второе пришествие
В тот момент Мухамедов еще не мог предположить, что спустя немного времени он все же станет руководить российским офисом APC. Соответственно и планы его были иными: Мухамедову поступало множество предложений о работе, но он оставался в APC, подбирая наиболее интересный вариант будущего трудоустройства. Перелом произошел в начале 1998 года, когда Леонид стал ощущать, что слишком долго задерживается на одной должности и что ему необходим дальнейший рост. Леонид собрался было уходить из APC, но тут из компании ушел Дмитрий Соколов. "Я уже собирался переходить, когда Дмитрий Соколов стал главой российского представительства Bay Networks, - рассказывает Леонид Мухамедов. - И я решил остаться в APC, поскольку руководство предложило мне эту должность без поиска альтернативных кандидатур". Вероятно, менеджмент APC понял, что компания может потерять ценного сотрудника, везущего на себе объем работы нескольких человек. Леонид возглавил представительство и начал реформировать его.
В компьютерной среде считается, что при Мухамедове компания стала более открытой для прессы и для своих партнеров. Увеличилось количество маркетинговых программ, более масштабными стали рекламные акции. APC за последнее время провела несколько заметных акций - всероссийское Rpad Show с Microsoft, праздник PowerFest в Санкт-Петербурге, PowerNight в Москве.
Менеджмент также подвергся реформам. Подчиненные стали коллегами. Теперь каждый сотрудник APC выполняет возложенные на него задачи без давления и жесткого контроля со стороны руководства. "Большинство решений у нас принимается командой, и я считаю, что такой подход является наиболее эффективным", - говорит Леонид. С этим согласны и в штаб-квартире APC. Вице-президент APC по маркетингу Аарон Дэвис, оценивая деятельность российского офиса, заметил: "Такую картину я хотел бы видеть и во всех других регионах".
Леонид за три года работы в APC смог подняться с уровня рядового менеджера до первого человека в московском представительстве. Сам Леонид Мухамедов объясняет свой рост так: "Я интересуюсь тем, что делаю. И если я могу делать это лучше, то стараюсь делать это лучше. Когда я начал работать в APC, то приложил много сил, чтобы стать для нее полезным. Но и компания дала мне очень много. Я учился у важнейших компьютерных персон России. У меня есть желание принести как можно больше пользы компании".
За время его работы в APC доля компании на российском рынке возросла с 70% до 80%. Ежегодный рост продаж в России сейчас составляет порядка 40% (при общемировом темпе в 14%). Кроме того, российский офис APC получил четыре международные награды: Teamplay и трижды - Outstanding Contribution. "Так компании в Европе оценивают наш вклад в европейский бизнес", - говорит Леонид.