Две войны одного агентства
Бюджетные деньги, выделяемые на реструктуризацию российской банковской системы, - сегодня один из немногих бюджетных потоков, который не контролируется полностью государством. В том смысле, что конечными получателями бюджетных средств являются частные негосударственные компании - реструктурируемые коммерческие банки, а не так называемые бюджетополучатели. Неудивительно поэтому, что борьба за контроль над распределением этого финансового потока стала в посткризисной истории российской экономики одной из самых ожесточенных. Олигархические группировки, участвующие в конфликте, главным оружием своей борьбы избрали аппаратную интригу. Высшие правительственные чиновники используют любую возможность для того, чтобы закачать в АРКО побольше денег, прикрываясь демагогией о защите вкладчиков (о том, в какие "рыночные" инструменты зачастую эти свободные деньги размещаются, "Ко" расскажет в ближайших номерах).
Весенние заготовительные работы Александра Смоленского
В последние месяцы до предела обострилось противостояние АРКО и структур Александра Смоленского. Это нетрудно заметить хотя бы по ожесточенной кампании в прессе, которую ведут обе стороны, а также по почти еженедельным "демонстрациям протеста", устраиваемым вкладчиками "СБС" (как утверждают, небескорыстно) на проспекте Академика Сахарова, где и располагается АРКО. Формальная причина конфликта - недовольство вкладчиков и кредиторов "СБС" "медлительностью" работы агентства. Фактическая причина - нежелание Александра Смоленского отдавать "освоение" фонда льготного кредитования АПК на откуп своему давнишнему конкуренту - Альфа-банку. Напомним, что именно Альфа-банк стал практически единоличным агентом правительства по распределению средств фонда после начала санации "СБС-Агро". Многие наблюдатели в связи с этим усматривают тесную связь между действиями АРКО и "Альфы", что и позволило говорить о противостоянии двух олигархических группировок в конфликте "СБС" и АРКО.
Между тем, как стало известно "Ко", Александр Смоленский не ограничился лишь публичными заявлениями протеста по поводу действий агентства, под управление которого в свое время фактически спихнул свое обанкротившееся детище. Сегодня в правительстве и в Минсельхозпроде рассматривается сразу несколько проектов воссоздания Агробанка, который бы смог взять на себя обслуживание фонда льготного кредитования АПК с участием структур видного агронома и мелиоратора тов. Смоленского. Первый из таких проектов уже фактически "запущен в разработку". Именно так, по словам нашего собеседника, следует расценивать решение правительства о создании Россельхозбанка. Лоббистские усилия Смоленского, кстати говоря, также и объясняют удивительную поспешность в утверждении наблюдательного совета от правительства в еще не существующий госбанк (ЦБ на сегодняшний день еще только рассматривает вопрос о выдаче банковской лицензии Россельхозбанку). Дело в том, что все члены наблюдательного совета либо бывшие работники "СБС-Агро", либо чиновники, зарекомендовавшие себя горячими поклонниками Александра Павловича. Достаточно сказать, что предполагаемый председатель наблюдательного совета Россельхозбанка - бывший председатель совета директоров "СБС-Агро" Юрий Трушин.
Параллельно с созданием Россельхозбанка в ведомстве Виктора Хлыстуна рассматриваются и более экзотические проекты - такие, как, например, создание Сельскохозяйственного банка иностранных инвестиций, который согласно предложенному на рассмотрение в правительство проекту должен способствовать привлечению иностранных инвестиций в отечественное сельское хозяйство. Честно говоря, мы затруднились предположить, кто именно из иностранных инвесторов пожелает вкладывать деньги в отечественное сельхозпроизводство. Впрочем, кредиторами Сельскохозяйственного банка иностранных инвестиций могли бы стать и "оффшорки" самого Александра Смоленского. Но это вряд ли.
На случай неудачи двух вышеописанных проектов уже подготовлен третий: создание Аграрного банка развития. Цель его создания та же, что и у Россельхозбанка, - контроль над распределением средств льготного кредитования АПК. Отметим, что все три банка замышляются как "оптовые". То есть должны будут контролировать перевод средств фонда АПК банкам в регионы. Не стоит больших усилий догадаться, какие именно банки станут главными региональными получателями аграрных денег: ими согласно предложениям разработчиков должны стать те самые 2000 бывших отделений и филиалов "СБС-Агро", которые сегодня продолжают работать под вывеской "Первое о.в.к.". Альфа-банк пока никак публично не обозначил своего отношения к данным проектам - главным образом потому, что борьба пока носит закрытый аппаратный характер. Однако, судя по крайне негативной оценке лоббистских усилий Александра Смоленского со стороны АРКО, можно предположить, что и реакция "Альфы" далека от благодушной.
Правительственная группа захвата
Впрочем, борьба олигархов за право "отгружать" средства из сельхозфондов - далеко не единственная интрига, разыгрываемая сегодня в правительстве вокруг АРКО. Еще одной попыткой перераспределить контроль олигархов над работой АРКО стала группа проектов, предусматривающих тесное сотрудничество агентства с Российским банком развития, процесс создания которого сегодня реанимирован и, по словам источника в Белом доме, идет весьма активно. Напомним, что идея создания Российского банка развития в свое время активно лоббировалась Юрием Маслюковым еще в бытность его первым вице-премьером российского правительства. Согласно распространенному тогда заявлению РБР должен был осваивать деньги так называемого бюджета развития. Интересно отметить, что в нынешнем проекте создания РБР фигурирует также и пункт об участии Банка развития в реструктуризации российской банковской системы. По слухам, проект создания РБР активно лоббирует Константин Мерзликин, бывший зам руководителя аппарата правительства, а ныне руководитель аппарата Михаила Касьянова*. Заинтересованность в создании РБР, по слухам, проявил также и небезызвестный в узких кругах банкир Ашот Егизарян.
В свою очередь, по словам нашего собеседника с Краснопресненской набережной, сегодня активно "прорабатываются" два варианта создания РБР: на базе уже существующего и пока формально не отмененного постановления правительства Евгения Примакова о создании Банка развития и второй вариант, предусматривающий создание РБР на основе Промстройбанка. В этой связи нелишним будет напомнить, что Владимир Путин в начале нынешнего года публично высказался за сохранение структуры ПСБ и за возвращение ему лицензии. Не исключено, что это заявление - результат лоббистских усилий правительственных чиновников из аппарата Михаила Касьянова. По крайней мере именно в таком духе высказывались собеседники "Ко" участвовашие в обсуждении предлагаемых вариантов.
Предполагается, что дело восстановления ПСБ возьмет на себя Министерство финансов или другая правительственная структура, но не АРКО. А выделенные средства будут записаны отдельной строкой в бюджете. В случае возвращения ПСБ лицензии и его успешной реконструкции правительство сможет принять постановление о его слиянии с Российским банком развития. Таким образом, по мнению составителей проекта, РБР сможет получить в свое распоряжение филиальную сеть и эффективнее работать со средствами, выделяемыми на реструктуризацию предприятий и банков.
Этим же проектом предусматривается и пересмотр функций и полномочий собственно АРКО. Суть предлагаемых изменений, по словам осведомленных чиновников, заключается в том, что первоначальную реструктуризацию и очистку балансов реструктурируемых банков от "плохих" активов будет проводить агентство. Однако по окончании реструктуризации "поправившийся" региональный банк будет "передаваться" РБР и должен будет стать одним из его региональных филиалов либо дочерним банком.
Вполне возможно, что все эти интриги и межолигархические разборки не имели бы большого значения и не стоили бы столь подробного описания, если бы не один прискорбный факт: надежды на создание эффективной структуры, которая занялась бы воссозданием банковской системы, не оправдались. АРКО так и не смогло стать эффективно функционирующим институтом. С первых дней существования агентства оно является объектом ожесточенных подковерных и публичных сражений олигархических группировок, которые рассматривают контроль над АРКО как один из источников дешевых и большей частью неконтролируемых бюджетных ресурсов.
В самом стремлении крупных банков сделать бизнес на реструктуризации своих младших коллег нет ничего противозаконного или предосудительного - опыт реструктуризации банков во многих странах показывает, что банковская санация при должной организации может стать вполне прибыльным делом (этой теме мы намерены посвятить один из ближайших номеров банковского приложения).
Пока предметом дискуссий в правительстве является не максимальная эффективность использования средств на реструктуризацию банков, а вопрос о допуске к бюджетной кормушке, от АРКО можно ожидать эффективной рабты лишь в отношении отдельных санируемых банков, но никак не всей банковской системы (как первоначально предполагалось). Между тем, российская банковская система стремительно деградирует (см. обзор банковской системы в январе). И не в последнюю очередь из-за фактической неспособности монетарных властей заявить и реализовать эффективную программу построения цивилизованной банковской системы.
* признан в России иноагентом