Двенадцать человек на сундук мертвеца

27.03.201600:00

У «АвтоВАЗа» – новый президент: антикризисного управляющего из Швеции Бу Андерссона сменил глава Renault в Румынии Николя Мор (альянс Renault-Nissan является основным акционером «АвтоВАЗа»). 

Андерссона упрекают в излишнем внимании к иностранным поставщикам комплектующих, из-за чего в том числе выросла себестоимость продукции, а также в жестком управлении предприятием, в частности, в массовых увольнениях сотрудников.

За всю историю автоконцерна это уже двенадцатый его руководитель, причем больше половины «топов» сменились на «АвтоВАЗе» за последние 15 лет. Все они регулярно обещали вывести завод если не в прибыль, то как минимум на безубыточность, собирались повысить качество автомобилей и сохранить адекватную цену на них. Получалось не очень хорошо: 2016 г. и свое 50‑летие «АвтоВАЗ» встретил с самым большим чистым убытком за всю историю – более 73 млрд руб., – при этом краткосрочные обязательства превысили оборотные активы на 67,8 млрд руб. (с 2008 г. предприятие показало в общей сложности 141 млрд руб. чистого убытка).

До сих пор оставляет желать лучшего и качество продукции предприятия, ставшее притчей по языцех, при этом стоимость новых моделей концерна уверенно переваливает за 0,5 млн руб., что довольно внушительный ценник.

При этом масштабный кризис настиг предприятие на фоне регулярной финансовой помощи от государства, в основном от «Ростехнологий». Например, «АвтоВАЗ» получил от «Ростеха» около 75 млрд руб. беспроцентных займов, которые к тому же регулярно пролонгировались. Поддерживали предприятие и по программе обновления автопарка – в 2014–2015 гг. автогигант получил в ее рамках 7,2 млрд руб и т.д.

Текущий кризис руководство автоконцерна снова предполагает тушить деньгами: объем финансирования (о дополнительной эмиссии, как это было в 2011 г., речи не идет) пока в процессе обсуждения, однако на этот раз источником помощи предстоит стать, похоже, в том числе и Renault.