Top.Mail.Ru
архив

Двойная цена

Высокие цены на товары и услуги в аэропортах объясняются чрезмерными аппетитами владельцев площадей. Они завышают арендные ставки и заключают договоры на очень короткий срок. Продавца вынуждают "отбивать" свои деньги любыми способами, иначеон рискует вылететь с занимаемой площади.

АЭРОПОРТОВЫЕ ПОБОРЫ

   Федеральная антимонопольная служба (ФАС) впервые заинтересовалась ситуацией в аэропортовом бизнесе в сентябре 2007 года. Ведомство Игоря Артемьева возбудило дела в отношении трех парковщиков-монополистов. Под подозрение попали компании "Внуково-Инвест", "Домодедово Аэротель" и оператор парковки в Шереметьево "БРК Инвест Лимитед". В конце марта прошлого года комиссия ФАС признала эти фирмы нарушителями закона "О защите конкуренции". В постановлении ФАС говорилось, что "Внуково-Инвест" не только установила монопольную цену за временную парковку на привокзальной площади, но и заставляла автовладельцев платить за несколько минут стоянки, как за полный час. На собственников автостоянок в Шереметьево и Домодедово были наложены штрафы в размере 11,05 и 2,7 млн руб. соответственно. А "Внуково-Инвест" обратилась с жалобой в Арбитражный суд Москвы. После судебных баталий, которые продолжались почти год, Фемида все же признала правоту ФАС и обязала парковщиков пересмотреть тарифную политику.
   

ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ БИЗНЕС

   Если с временной парковкой ситуация выправилась, и автовладельцы получили законное право не платить за первые 15 минут пребывания на территории аэропорта, а также не переплачивать за час стоянки, то тарифы на долгосрочную (посуточную) стоянку у многих пассажиров продолжают вызывать раздражение. "Этот бизнес можно охарактеризовать фразой "дорого и сердито", - рассказывает один из пассажиров, пользовавшийся автостоянкой в Домодедово. - Мало того что мне пришлось заплатить за неделю несколько тысяч рублей, что в разы выше аналогичных расценок в Москве, так мою машину эвакуировали на самый дальний край стоянки, якобы из-за того, что я поставил ее неправильно. Но в то время шел снег, и разметки не было видно. При этом сотрудники автостоянки мне ничем не могли помочь, и я бродил по огромному полю около часа, пока не нашел свой автомобиль". Другой пассажир Домодедово, которому не посчастливилось стать "клиентом" парковки, рассказал, что на высоких тарифах некоторые работники аэропорта организуют свой собственный маленький бизнес. Ему при выезде со стоянки предложили сделать "скидку" на услуги парковки. "Дисконт" составлял примерно 30%, а оплата пошла в карман сотрудника. В результате поборы автопарковок заставляют пассажиров, которые приезжают в Домодедово на личном транспорте, оставлять свои машины примерно в трех километрах от аэропорта на бесплатной стоянке, либо в самом городе Домодедово, а оттуда добираться на такси.
   Много нареканий вызывают цены на товары и услуги в аэропортах. Например, бутылка минеральной воды в здании аэровокзала стоит от 60 до 90 руб., в то время как в центре Москвы ее можно купить за 25 - 35 руб. Стоимость остальных товаров во многих торговых точках аэропорта также значительно выше, чем в городе. Почему возникает такая разница и не являются ли причиной высоких цен заоблачные ставки аренды, "Ко" пояснить не смогли (или не захотели) не только владельцы торговых точек, но и представители компаний, управляющих аэропортовыми комплексами. "Рынок аренды аэропортов и крупных торговых и офисных центров постоянно мониторится. Кроме того, сложился собственный рынок. На основе всех вышеизложенных данных и получается цена аренды на тот или иной объект. При проведении конкурсов цена может сложиться стихийно и зачастую выше рынка", - признает начальник службы управления коммерческой недвижимостью международного аэропорта Шереметьево Сергей Голубятников. "Информация (по величине ставок аренды. - "Ко") является конфиденциальной", - ответила представитель ОАО "Аэропорт Внуково" Ирина Иванова. В Домодедово сообщили, что данные о ставках и взаимоотношениях с арендаторами не раскрывают, так как это коммерческая тайна.
   Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин полагает, что стоимость площадей в аэропортовых комплексах на 30 - 50% выше, чем аналогичный показатель на "проходных" улицах в центре столицы. С этой оценкой не согласен директор по развитию риелторской компании "Дэвис" Денис Сойников, который отмечает, что на улицах с высоким пешеходным трафиком в Москве ставки могут быть и выше. Для сравнения: по имеющейся у "Ко" информации, стоимость аренды одного квадратного метра в зоне общественного питания в аэропорту Домодедово зимой составляет порядка 130 евро, а летом, в сезон отпусков, может доходить до 180 евро. В то же время аренда квадратного метра в торговом комплексе "Европейский" сопоставима с ценой Домодедово.
   

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОРТА

   "В цене аренды площадей на территории аэропортов очень значительна монопольная составляющая. Не хотите - не арендуйте, рассуждают управляющие компании, - рассказал на условиях анонимности один из бывших сотрудников Домодедово. - При определении ставок аэропорт исходит из того, что бизнес арендаторов непрозрачен, значит, подсчитать, сколько они зарабатывают, не представляется возможным, поэтому называются максимально возможные цифры". Аренда торговых площадей в аэропортах является настолько закрытой темой, что ни одна компания, которая работает на территории аэропортовых комплексов, к которой "Ко" обратился за комментарием, не смогла рассказать об условиях проведения тендера, ставках аренды. "У нас есть один магазин в Шереметьево-2. Да, аренда выше, чем в городе, но тем не менее магазин в аэропорту способен быть прибыльным. Мы будем стараться расширить свое присутствие в аэропортах страны", - рассказала руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной" Елена Ноготкова. Директор по развитию компании "Цифровой центр "ИОН" Михаил Насибулин сказал, что магазинов его сети в аэропортах нет, и также не стал пояснять, связано ли это с высокими ставками аренды. Отказались от комментариев и представители ресторанного бизнеса, который присутствует в аэропортах. На условиях анонимности один из топ-менеджеров крупной сети общепита пояснил, что они просто не хотят ссориться с компаниями, управляющими имуществом аэропортов, так как вылететь с занимаемых площадей можно в два счета.
   Особенностью арендного бизнеса в аэропортах является то, что договоры заключаются на очень короткие сроки - порядка трех месяцев (в то время как на улицах Москвы - на 3 - 5 лет). Каждые три месяца договор пролонгируется, сообщил "Ко" один из руководителей компании-арендатора в Домодедово. При этом по истечении заветных месяцев ставка может измениться, если кто-то из потенциальных арендаторов предложит больше. Именно этим и объясняются высокие цены в аэропортах, уверен источник: если на улицах Москвы продавцы могут строить свой бизнес с перспективой на годы, то в аэропортах они вынуждены "отбивать" деньги за очень короткий срок, так как буквально завтра могут лишиться этой площади.
   Все опрошенные "Ко" представители аэропортов заверяли, что выбор арендаторов проводится на основании открытых тендеров, процедура абсолютно прозрачна, но почему-то подробности раскрывать не захотели. Однако источник "Ко" заявляет, что на самом деле открытых тендеров не проводится, арендатор определяется на основании закрытого аукциона, по принципу "кто больше даст денег". В крупных московских торговых центрах собственники либо управляющая компания смотрят на то, что собой представляет потенциальный арендатор и вписывается ли он в концепцию центра. В аэропортах все иначе. Может возникнуть никому не известная компания, она заплатит и получит площади для работы, а может прийти всемирно известный бренд, которому в любом другом месте с удовольствием сдали бы площади для придания "статусности", но в аэропорту ему откажут, так как там главное - цена. "Мы вам позвоним, когда что-то будет, отвечают сотрудники Домодедово. С ними абсолютно бесполезно обсуждать какие-либо детали и цены, - рассказывает собеседник "Ко". - Когда появляется свободная площадь, они звонят и спрашивают, сколько мы готовы заплатить". Происходит своего рода торг: собираются заявки, и площадь отдают тому, кто предложил больше денег.
   Начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Константин Сеничкин сообщил "Ко", что в его ведомство с жалобами на высокие арендные ставки никто не обращался. "По сути, это их право, проводить тендеры или нет, - отмечает представитель ФАС. - Другое дело, чтобы тендеры проходили без нарушений, только в случае если они будут, мы можем вмешаться". Под нарушением он подразумевает участие в конкурсе аффилированных с собственником аэропорта компаний. Однако на этом никто их за руку пока не ловил.
   Так что рядовым пассажирам и дальше придется переплачивать - альтернативы нет. В этом смысле аэропортовые комплексы Западной Европы выгодно отличаются от российских, там и цены ниже, и сервис лучше. "Уровень конкуренции как между аэропортами, так и между операторами рынка общественного питания, розничной торговли существенно выше, - поясняет "отсталость" отечественных "воздушных ворот" Максим Клягин. - Возможно, в ряде случаев действуют более жесткие административные ограничения".