Top.Mail.Ru
архив

Двойной свет звезд

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем, но это не всегда так. Подтверждение тому - опыт людей, суперуспешных на сцене и в спорте, но не сумевших и в малой степени повторить этот результат в бизнесе. Исключение составляют эксплуатация имени-бренда в рекламе или получение доходов от авторских прав.

Классика жанра - взаимоотношения Nike и легендарного баскетболиста Майкла Джордана. Найковские кроссовки Air Jordan с автографом звезды уже почти четверть века пользуются бешеной популярностью. В 1985 году, на следующий год после их появления на прилавках магазинов, прибыль Nike, благодаря им, впервые перевалила за миллиард долларов. Уже уйдя из большого спорта, Джордан зарабатывает на рекламе $35 млн в год. Еще один рекламный король - экс-пилот "Формулы-1" Михаэль Шумахер. Несколько лет назад его имя красовалось примерно на 350 разных продуктах - от спортивной одежды и энергетических напитков до кукол и сосисок. А ведь только за право размещать на бейсболках небольшую наклейку (8х10 см) с именем Шумахера производитель Deutsche Vermogensberatung в 1999 - 2002 гг. заплатил знаменитому автогонщику $8 млн. Сейчас он технический советник директора Ferrari, за что получает в год $6 млн. Но его уход из больших гонок не обескуражил рекламодателей - Шумахер forever, так что контракты продлеваются.

ПОСМЕРТНЫЕ МИЛЛИОНЫ

   Имя большой звезды работает и после ее кончины, уже, впрочем, на наследников. В 2008 году так же, как и много лет до этого, "посмертный" список Forbes возглавлял Элвис Пресли, наследники которого получили за год $55 млн. Сейчас, однако, Элвиса Пресли отодвинул от трона Майкл Джексон. Только полтора месяца, миновавшие со дня смерти певца, принесли его семье $100 млн, и у людей сведущих есть уверенность в том, что до конца года наследники - мать и дети получат как минимум еще столько же.
   Буквально на следующий день после кончины Джексона все, включая и тех, кто при жизни исполнителя не жаловал, бросились в магазины раскупать диски с его песнями - за месяц было продано не меньше 9 млн экземпляров. Список сделок, связанных с использованием имени погибшей звезды в коммерческих целях, разместился на 500 страницах. Так что надо ждать появления на прилавках магазинов сотен товаров - спиртного, сигарет, лекарств, продуктов личной гигиены, плюшевых и музыкальных игрушек, исполняющих его песни, игральных карт, одежды, мобильных телефонов, зажигалок, календарей, настольных и компьютерных игр и многого другого - с именем Майкла Джексона.
   Несомненно, грядет переиздание автобиографии "Лунная походка", которая наверняка станет бестселлером. Есть идея возить по музеям всего света выставку личных вещей умершего певца. А кинокомпания Columbia Pictures уже осенью собирается показать ленту, снятую на основе видеоматериалов репетиций последних концертов Джексона. За разрешение на фильм киностудия заплатила $60 млн, 90% которых достанутся наследникам.

ПОШЛИ НА ДЕЛО

   Обожание публики в какой-то момент способно сыграть со звездой дурную шутку, заставив явно переоценить свои силы, когда начинает казаться, что и море по колено, и любое дело по плечу. В 1989 году находившаяся тогда на пике популярности Ким Бейсингер за $20 млн купила в родной для нее Джорджии городок Браселтон с 500 жителями (80 км к северо-востоку от Атланты). Актриса стала владелицей крохотного банка, почты, двух-трех десятков зданий, участка площадью в 1800 акров и решила основать в Браселтоне киностудию, проводить там кинофестивали, словом, едва ли не затмить Голливуд. Но уже через три года ей пришлось объявить себя банкротом, а сбыть Браселтон с рук ей удалось в 1993-м и всего за $1 млн.
   Были у звезд и бизнес-проекты попроще. Много шума наделала сеть ресторанов Planet Hollywood, за которой стояли продюсер Роберт Эрл и актеры Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис и Деми Мур, немало в это дело вложившие. Период расцвета компании пришелся на первую половину 90-х годов прошлого столетия, когда в разных странах работали почти 100 точек. Однако дороже всего ($32) акции сети стоили в самый первый день их размещения на бирже, в апреле 1996 года, а в 1999-м эти бумаги недотягивали и до одного доллара. Компания объявляла о банкротстве аж дважды. Первый раз в конце 1999-го, что было вызвано огромными долгами, а во второй - в октябре 2001-го из-за сокращения посещаемости после терактов 11 сентября. Сейчас осталось лишь 17 ресторанов.
   Сталлоне, Уиллис и Мур остаются акционерами Planet Hollywood Enterprises, а вот Арнольд Шварценеггер избавился от бумаг еще в начале 2000-го, признавшись, что разочарован.
   Короткой оказалась и жизнь ресторана Nyla's Burger Basket, в 2003 году открытого в Нью-Йорке в гостинице Dylan Бритни Спирс: кухня южных штатов у нью-йоркцев, что называется, не пошла. Кроме того, не сложились отношения с местными властями, которые сначала долго не выдавали лицензию на торговлю спиртным, а потом придирались по мелочам. Бритни обвиняла в неудачах менеджеров и шеф-поваров. Несколько раз сменив всех, она поставила на деле крест.
   Шесть лет продержался ресторан Madre's, открытый Дженнифер Лопес в калифорнийской Пасадене, - там рецепты пуэрто-риканской кухни пришлись как нельзя более кстати, но в июле 2008 года закрылся и Madre's.
   Мудрее других поступил Роберт де Ниро, владеющий 30% акций ресторанной сети Nobu. Доход 19 заведений, одно из которых находится в Москве, приносят стабильный, но всеми текущими делами занимается знаменитый шеф-повар Нобу Мацухиса. Кстати, еще один ресторан де Ниро - Rubicon в Сан-Франциско, которым он владел 14 лет вместе с Робином Уильямсом и Фрэнсисом Копполой, пришлось закрыть в августе 2008-го.

ИСТИНА В ВИНЕ

   Самым, пожалуй, известным и серьезным звездным виноделом считается создатель "Крестного отца" и "Апокалипсиса сегодня" Фрэнсис Коппола. Он живет в огромном каменном доме в Калифорнии (участок в 110 акров) и занимается виноделием уже треть века. Давить первое вино ему помогали отец, жена и дети. На гонорар от первого "Крестного отца" Фрэнсис Коппола купил большую часть легендарного виноградника Инглнук в калифорнийской долине Напа. А недавно знаменитый режиссер заплатил рекордные $31,5 млн за виноградник Кона в той же долине: каждый акр обошелся ему в $350 000. Компания Копполы Francis Ford Coppola Presents владеет обширными виноградниками в калифорнийском городке Гейзервилль, а также несколькими кафе и ресторанчиками и производит, кроме вина, макароны с кетчупами, тоже пользующиеся большим спросом.
   Склонность к виноделию Фрэнсис Коппола передал и дочери Софии. Это занятие пришлось по душе музыкантам Стингу и Бобу Дилану, актрисам Оливии Ньютон-Джон и Кароль Буке, теннисисту Ллейтону Хьюитту и - нельзя не упомянуть - Жерару Депардье. Последнему принадлежат обширные виноградники на северо-западе Франции, в Анжу, дающие четверть миллиона бутылок красных вин Condrieu и Saint Joseph.

ЗВЕЗДНАЯ МОДА

   Неугомонная Дженнифер Лопес пробовала свои силы и в модельном бизнесе. Ее дебютом на этом поприще была линия JLo, снятая с производства в начале 2007-го. Не более удачной оказалась и вторая попытка - линия Sweetface, от которой отказались уже в этом году.
   Намного больше неудач, чем успехов в модельном бизнесе, и у жены звездного футболиста Виктории Бекхэм, которая, вообще-то, по общему мнению, обладает отменным вкусом в одежде. В 2006 году, например, Виктория начала выпускать джинсы dVb Jeans, но они, несмотря на активную рекламную кампанию, быстро вышли из моды, и такие бутики и крупнейшие ритейлеры, как Kitson, Henri Bendel, Saks, стали просто от них отказываться. Не очень помогло даже снижение цены, например, в магазинах дискаунтера Loehmann's до $69,99 вместо $280 в лос-анджелесских бутиках Kitson и Fred Segal. Линия мужской одежды от Виктории Бэкхэм сошла на нет еще быстрее.

А ЛЯ РЮСС...

   Говоря о российской сцене, невозможно, конечно, обойти молчанием Аллу Пугачеву, которая не раз предпринимала попытки заработать не вокалом. В свое время певица затеяла строительство элитного клуба в ресторане "Англетер" на Лубянке, потом бросила, вернулась к идее через несколько лет (ресторан "Инфант"), но отказалась и от этого проекта, сконцентрировавшись на парфюмерии (духи "Алла") и обуви (совместно с "Эконикой"), правда, без особой прибыли. Еще в бизнес-портфеле примадонны - выпуск чипсов, деятельность в СМИ, продюсирование.
   Раздел "Виды деятельности" в уставе компании "Московит" Иосифа Кобзона занимает больше страницы - от торговли металлами и сахаром до организации круизов и концертов. Кобзону принадлежат ликероводочный завод в Северной Осетии, сеть аптек, радиостанция, печатные издания и банк.
   Бизнесменом с разносторонними интересами показал себя Лев Лещенко, в середине 90-х годов прошлого века торговавший нефтью, а сейчас являющийся совладельцем мебельной фабрики. У его партнера и друга, известного артиста Владимира Винокура - колбасный завод. А популярный исполнитель Валерий Меладзе располагает небольшой строительной фирмой, компанией недвижимости и креслом в правлении одного банка.

   ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
   В 2008 году 13 ушедших от нас знаменитостей заработали $194 млн. На первом месте по итогам 2008-го (второй год подряд) располагается Элвис Пресли ($52 млн). Вторую строку занимает карикатурист Чарльз Шульц ($33 млн), третий - Хит Леджер ($20 млн). Джон Леннон в этом списке на 7-м месте ($9 млн), а Мэрилин Монро - на 9-м ($6,5 млн).
   Источник: Forbes