Дымовая завеса

11.02.201300:00

Уже буквально на днях Госдума должна принять в третьем чтении нашумевший антитабачный закон. Хотя в России курит почти половина населения, а значит, ограничения она не приветствует, другая половина запреты "на дым" активно поддерживает.


Во всем мире политики, одобряющие барьеры для курильщиков, получают дополнительную поддержку населения, поэтому табачная тема и не сходит с повестки дня. Глобальные табачные компании в последние десятилетия вынуждены работать в условиях ограничений на продажу на всех основных мировых рынках. Исключение составляет разве что Индонезия, 4-5-й по величине рынок в мире. Здесь курение не считают вредным. "Страна до сих пор не приняла конвенцию ВОЗ по ограничению потребления табака. Здесь в качестве совладельцев местных табачных компаний присутствуют лидеры мирового табачного рынка", - поясняет руководитель отраслевоего агентства "Русский табак" Максим Королев.

В России рынок сигарет в оптовых ценах оценивается более чем в $10 млрд. Нынешний антитабачный закон в окончательном виде будет налагать ограничения на продажу сигарет: в ларьках ими торговать не разрешат, станет также действовать запрет на выкладку пачек, то есть табачные витрины исчезнут. Запретят курить в общественных местах, в аэропортах, на вокзалах, в кафе и ресторанах. Акциз на сигареты увеличится примерно на 30-40% в год, а стоимость акциза в стоимости пачки составит примерно половину от цены. В Европе давно действуют схожие запреты. И ситуация для курильщиков и табачных компаний станет только усугубляться. Очевидно, что сигареты подорожают, купить их будет все сложнее, а доходы табачных компаний начнут падать.

Скорее всего, законодатели в России пойдут по пути дальнейшего сокращения числа розничных точек, могущих продавать сигареты. В этом случае очевидно, что на улицах появятся торговцы, которые станут предлагать не только легальный товар, но и нелегальный импорт, к примеру из Белоруссии. Ведь акциз все время будет расти, и завозить, а также производить нелегальные сигареты в России скоро станет выгодно.

В дальнейшем, когда государство инициирует борьбу с нелегальными продавцами сигарет, а также введет запрет на курение на улицах, ситуация с табаком начнет напоминать историю с марихуаной. Люди, которые будут знать, где достать сигареты, смогут их покупать и курить дома. Однако официально проблема курения существовать перестанет, из государственной статистики просто пропадет графа - болезни, вызванные курением. Те же самые заболевания статистики станут приписывать другим людским порокам.

Разумеется, бизнес табачных компаний должен будет измениться. Уже сейчас все крупнейшие игроки, такие как British American Tobacco (BAT), Philip Morris International Inc. и Japan Tobacco Inc. (JTI), думают о том, каким же способом продавать никотин своим потребителям в случае глобальных запретов. "Производители табака имеют исследовательские подразделения, которые заняты изучением этого вопроса", - говорит Максим Королев. Например, BAT активно интересуется электронными сигаретами. В декабре компания приобрела британскую фирму CN Creative, занимающуюся разработкой и продажей электронных сигарет. Сумма сделки неизвестна. Покупка могла обойтись в 30-50 млн фунтов стерлингов. Самым известным продуктом CN Creative является электронная сигарета Intellicig, она продается в 26 странах мира. BAT и раньше заявляла, что инвестирует более 100 млн фунтов в продукты, способные заменить курильщикам традиционные сигареты, а через 20 лет рынок альтернативных табаку продуктов составит около 40% выручки BAT. По данным Euromonitor, в 2011 г. мировой рынок электронных сигарет, нюхательного и жевательного табака достиг $14 млрд. В то же время рынок традиционных сигарет пока оценивается в $664 млрд. Весной 2012 г. Philip Morris приобрела компанию Blue Cig, занимающуюся продажей электронных сигарет, за $135 млн, посулив вложить в нее еще $280 млн. Кроме того, производитель пообещал в 2015 г. появление бездымных Marlboro.

Тем не менее в США электронные сигареты уже приравнены к обычным, в России депутаты во время обсуждения антитабачного закона также сильно интересовались вопросом, вредны или нет электронные сигареты.

Между тем способов доставки никотина внутрь организма существует достаточно много. К примеру, BAT к 2014 г. намерена представить собственную новинку - табачный ингалятор. Но никотин можно доставлять не только путем ингаляций, но и через кожу, что даже эффективнее, так он быстрее попадает в кровь. Если табачным компаниям не удасться придумать, скажем, эффективный табачный пластырь, можно будет делать никотиновые СПА. Существуют же шоколадные обертывания и винотерапия... Вопрос лежит в маркетинговой плоскости. Скорее всего, мировые табачные гиганты переквалифицируются в фармацевтов и косметологов. Самое важное - это придумать некую пользу от никотиновых продуктов (например, лечат от насморка, поднимают настроение, полезны при низком давлении) и старательно доказывать эту пользу потребителям. Никотиновую зависимость еще никто не отменял, главное - грамотно ее использовать. Хотя уже сейчас очевидно, что при всех новациях на сегодняшние объемы продаж табачные игроки не выйдут.


Что будет запрещать закон

С 1 июня 2013 г. станет действовать запрет на курение не только в помещениях образовательных, медицинских, спортивных, культурных учреждений, но и на их территориях. Запретят курение в местах общего пользования жилых домов, например в подъездах и на лестничных клетках. Курильщикам придется на 15 метров отойти от входа в железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты, станции метрополитена. Курить не разрешат на детских площадках и оборудованных пляжах.

С 1 июня 2014 г. будет введен запрет на курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, в гостиницах и ресторанах. Запретят дымить на открытых платформах вокзалов.

Сигареты можно будет продавать исключительно в магазинах и павильонах. Выкладку и демонстрацию табачной продукции в пунктах продажи, в частности на кассах, также запретят.


Альтернатива сигаретам

Близкой альтернативой сигаретам считаются электронные сигареты. В США они получили наибольшее распространение - их потребляют около 8 млн человек, 2,7% населения. Но электронные сигареты не слишком нравятся людям. В Великобритании постоянными потребителями таких сигарет стали всего 650 000 человек, это лишь 1% от попробовавших. На рынок они были выведены в 1980-х американской компанией RJR Nabisco. Она вложила в продвижение электронных сигарет $500 млн. Однако продавались они плохо, и вложения не окупились. Впоследствии идея с электронными сигаретами описывалась в учебниках по бизнесу как одна из самых бессмысленных иноваций. В 2000 г. RJR Nabisco была приобретена Philip Morris. Электроные сигареты запрещены в Дании, в Финляндии действует запрет на никотиносодержащие картриджи.
Электронные сигареты довольно неудобны из-за необходимости частой подзарядки и смены картриджей.