Дырки от бублика
История с программой реструктуризации РАО "ЕЭС" стала образцом того, как государство обходится со своей собственностью.
Доля государства в РАО "ЕЭС", одной из крупнейших по капитализации российских компаний, составляет около 52%, и по логике вещей государство должно быть больше других акционеров заинтересовано в укреплении компании и в повышении качества управления ею. Вполне вероятно, что рост капитализации компании мог бы в нужный момент стать хорошим подспорьем для федерального бюджета.
Проблем в деятельности российского энергетического монополиста хватает. Здесь и заниженный по решению государства уровень тарифов на электроэнергию, и зависимость от "Газпрома", и необходимость так называемого перекрестного субсидирования, т.е. занижение тарифов для населения и явно завышенные тарифы для производственного сектора экономики, и нерациональный подход к образованию самостоятельных энергетических компаний в регионах при приватизации отрасли, и многое-многое другое. Все эти проблемы не могут рассосаться сами собой. Более того, если их не решать, ситуация может стать критической. Одним словом, назрела необходимость формирования новой стратегии развития компании, главная цель которой - привлечение инвестиций для дальнейшего развития отрасли.
Традиционным путем привлечения капитала в акционерную компанию является выпуск новых акций. Но для развития российской электроэнергетики в ближайшее десятилетие нужны десятки миллиардов долларов, которые со всей очевидностью нельзя привлечь в компанию, рыночная капитализация которой составляет сегодня менее $3 млрд. Для этого нужно выпустить в десять раз больше новых акций РАО "ЕЭС", чем их существует сегодня. С учетом возможного роста стоимости акций компании в течение десятилетия, скорее всего, это соотношений будет ниже, но очевидно, что доли всех нынешних акционеров, в том числе и государства, резко снизятся.
Менеджеры компании, находящейся под доминирующим контролем государства, пошли по другому пути. Вместо того чтобы повышать стоимость компании и искать инвесторов, они предложили так называемый план реструктуризации самой компании, который должен привести если не к фактическому ее исчезновению, то уж точно к решительному переделу собственности в электроэнергетике. Сам по себе план переустройства всего и вся, возможно, неплох, но его главный недостаток состоит в том, что реализовать его можно только в одном случае - восстановив Госплан, Госснаб и вместе с ними всю советскую систему хозяйствования. Только в такой системе можно не обращать внимания на интересы акционеров, у которых отбирают их собственность, а решать принципиальные вопросы по принципу "первая колонна марширует направо, вторая - налево".
Второй очевидный недостаток предложенного плана реструктуризации РАО "ЕЭС" состоит в том, что часть компании предлагается трансформировать в 100-процентную государственную собственность, инвестиции в которую можно привлечь только из двух источников: из собственной прибыли, которой явно не хватает, или из федерального бюджета.
Третий недостаток: далеко не однозначна предпосылка, лежащая в основе плана, о том, что привлечь инвестиции в десятки мелких компаний будет легче, чем в одну крупную. А уж тем более привлечь инвестиции на реализацию проектов отраслевого и межрегионального масштаба.
Мелкие акционеры РАО "ЕЭС", а ими в данном случае являются иностранцы, быстро просчитали последствия реализации всего задуманного и сделали вывод о том, что их хотят в очередной раз кинуть. Как в России обходятся с миноритарными акционерами, хорошо известно, а уж если в роли главного акционера выступает государство, то процесс "кидания" может стать исключительно циничным. Как, например, с третьим траншем "вэбовок".
Будь на месте государства самый что ни на есть завалящий российский олигарх, даже регионального масштаба, он бы давно уже созвал собрание акционеров и в полном соответствии с законом утвердил бы все необходимые решения. На счастье "мелких" акционеров РАО "ЕЭС", Российское государство плохо понимает, что оно хочет сделать как акционер. Очевидно, высокие начальники, нынешние и бывшие, вошедшие в совет директоров компании, не имеют времени на ознакомление с результатами ее деятельности и уж тем более на анализ плана реструктуризации. Вы обратили внимание на то, что ни одного заявления ни от одного российского начальника по этому поводу не последовало - ни Минэкономики, ни Минэнерго, ни Мингосимущество не сочли нужным определить позицию главного акционера компании по столь мелкому вопросу.
"Государство - это я", - говорил король-солнце. "Государство - это я", - повторяют сегодня десятки и сотни менеджеров компаний, где главным акционером является государство. "В таком случае, государство - это мы", - решили менеджеры РАО "ЕЭС" и стали проталкивать план, в результате реализации которого на месте компании может образоваться, как говорили классики, "дырка от бублика или от мертвого осла уши".
У инвесторов всегда есть право выбора и возможность продать свои акции, чем они и воспользовались. Массовый сброс акций РАО "ЕЭС" привел к тому, что за последний месяц акции компании потеряли более трети своей стоимости. Кому-то из инвесторов в результате уже повезло, кому-то еще повезет. Не везет почему-то жителям нашей страны, которым время от времени отключают свет. Если главный акционер РАО "ЕЭС" - государство не определится со своей позицией, а менеджмент компании будет своими действиями понижать (!) стоимость ее акций, то недалек тот день, когда не везти нам будет часто.
Еще по теме




