Джинн вырос из бутылки


Россия, по мнению Международного энергетического агентства (МЭА), утратит положение лидера по добыче газа, уступив его США. Согласно прогнозу МЭА, в РФ в 2035 г. будет добыто 784 млрд кубометров газа, а в США - 821 млрд кубометров. Третьим по значимости производителем газа станет Китай, где добыча "голубого топлива" в ближайшую четверть века вырастет почти впятеро. 

"При увеличении мирового спроса на газ перспективы "Газпрома" выглядят безоблачными. Запасы есть, возможности их разрабатывать приложатся. Главные угрозы просматриваются как с перспективами добычи сланцевых газов в США, так и с возможным распространением "сланцевой моды" на другие страны. В том числе, в первую очередь угрозой может стать приход сланцевых технологий в Польшу, Румынию, Украину и Китай", - рассуждает начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских. 

"Я считаю, что ни США, добывающие газ из нетрадиционных источников, ни Китай, который в будущем, вероятно, также планирует использовать нетрадиционные источники, в ближайшее время существенную конкуренцию "Газпрому" все же не составят", - говорит аналитик ГК "Алор" Светлана Корзенева. К тому же, создание нового класса добывающих мощностей потребует гигантских инвестиций, которыми "сланцевые" страны заведомо не располагают. Кроме того, возможности развития экспорта сланцевого газа также весьма узки. Неясны, наконец, и экологические риски, с которыми сопряжено развитие новой "сланцевой" энергетики. Но постоянные разговоры о намерении той же Украины форсировать добычу сланцевого газа вызывают у аналитиков серьезную обеспокоенность относительно перспектив монопольного положения "Газпрома" в европейском регионе.


Фактор цены

Наше "национальное достояние" еще одиннадцать лет назад не могло даже претендовать на вхождение в Top-30 рейтинга. Тем не менее в прошлом году "Газпрому" удалось войти в тройку самых прибыльных компаний мира по версии Forbes, уступив только американской ExxonMobil и швейцарской Nestle. Как следует из данных отчетности монополии, за последние десять лет прибыль выросла примерно в десять раз (см. таблицу). Оппоненты говорят, что это стало возможно исключительно благодаря рекордному росту цен на углеводороды и той поддержке, которую оказывает государство "Газпрому".

Действительно, цены на "голубое топливо" увеличились в десятки раз, что обеспечило "Газпрому" приток "газодолларов". Но позвольте, ведь та же Shell точно так же демонстрирует опережающие темпы роста прибыльности за счет взлета котировок нефти и газа. При этом компания, как и "Газпром", пользуется не меньшей поддержкой государства. А вот войти в Top-3 ей пока не удалось. То же самое можно сказать и о китайских гигантах Sinopec и CNPC, пользующихся существенной поддержкой международных экономических организаций, собственных правительств, а также дружественных (либо даже аффилированных) международных банков и финансовых компаний. "Повышение прибыли "Газпрома" это, как правило, результат и роста цен на нефть в рамках тенденции роста доли ТЭК в мировом ВВП, и действий менеджмента компании по повышению эффективности. Рентабельность EBITDA компании демонстрирует рост, повысившись, к примеру, с 38% в 2009 г. до 42% в 2011 г.", - отмечает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. По его словам, "Газпром" снижает издержки и риски как за счет оптимизации и мониторинга внутренних производственных процессов, так и за счет приобретения новых активов транспортной сети.

Увеличение доли "Газпрома" в "Белтрансгазе" до 100% позволило обеспечить эффективную интеграцию газотранспортных систем России и Белоруссии, нивелировать транзитные риски на территории республики, предоставить дополнительные гарантии сбыта газа на долгосрочную перспективу. "Основная причина успеха компании в росте прибыли связана, конечно, с ростом цен на углеводороды. Но такого рода успехи по получении прибыли можно было легко загубить, например, путем проявления "слабины" в вопросах пересмотра условий ценообразования для европейских стран", - рассуждает Николай Подлевских. "Можно говорить о том, что сыграли роль два фактора: и рост стоимости углеводородов, и продуманная политика управления компанией", - подтверждает директор по управлению активами ИК "Трейд-Портал" Николай Солабуто. Алексей Миллер еще в 2005 г. поставил задачу стать заметным игроком на мировом рынке. Бывший топ-менеджер одной из дочерних компаний "Газпрома" согласен с тем, что рост выручки связан, в том числе, с повышением цен на углеводороды, но и умалять значение грамотного менеджмента "Газпрома" он тоже считает не совсем правильным. "Я работал в "Газпроме" еще до прихода Алексея Миллера, а затем и под его руководством. Могу сказать, что он эффективный менеджер и трудоголик", - заключает собеседник "Ко".


С РАО не по пути

Десятилетие назад "Газпром" представлял собой весьма плачевное зрелище: активы раздроблены, многие выведены из состава компании, а государство потеряло контроль над стратегической монополией. В 2001 - 2005 гг. "Газпром" вернул переданные группе "Итера" крупные пакеты акций в "Пургазе" (Губкинское месторождение) и "Севернефтегазпроме", восстановив таким образом контроль над Губкинским и Южно-Русским месторождениями. Кроме того, газовый холдинг восстановил контроль над СИБУРом - лидером российской газохимической отрасли и ключевыми "дочками" - "Востокгазпромом", "Запсибгазпромом" и "Нортгазом". Также удалось вернуть утраченный контроль над поставками "голубого топлива" в СНГ.

Кроме того, государство консолидировало контрольный пакет акций монополии. Последнее было непростой задачей. Напомним, что по состоянию на 2003 г. 10,74% из госпакета акций "Газпрома" находилось на балансе его дочерних структур. Это стало поводом для формирования и продвижения лоббистского проекта слияния двух национальных энергетических гигантов - "Газпрома" и ОАО "НГК "Роснефть" (поглотившего "Юганскнефтегаз") через обмен 10,7% акций "Газпрома" на 100% акций "Роснефти". По мнению бывшего топ-менеджера одной из дочерних компаний "Газпрома", этот проект не дал бы никакого синергетического эффекта, а, наоборот, дезорганизовал бы управление не только колоссальными активами обеих компаний, но и энергетической отраслью в целом. В конечном итоге "Газпрому" удалось добиться того, чтобы акции компании государство выкупило за деньги, а "Роснефть" осталась самостоятельной коммерческой структурой.

В конце 2002 г. Минэкономразвития РФ выступило с предложением (по аналогии с РАО "ЕЭС") разделить добычу и переработку газа, а также газотранспортный бизнес "Газпрома", выведя их в отдельные структуры. "Я был категорически против дробления, ведь от эффективности работы компании зависит стратегическое развитие страны в целом, - вспоминает

бывший топ-менеджер одной из "дочек" "Газпрома". - Возможно, через 20-30 лет к этому вопросу можно будет вернуться, но только когда для этого сложатся предпосылки".

"Компания была и остается основным "донором" бюджета, а единая газотранспортная сеть позволяет регулировать внутренние цены, контролировать внешнеторговые процессы, что крайне важно для российской специфики с ее повышенными долгосрочными инвестиционными, инфляционными рисками", - соглашается Александр Осин. "Параметры сохранения "веса" компании, необходимого для проведения сложных переговоров с контрагентами, возможность за счет диверсифицированного бизнеса проводить единую сбалансированную инвестиционную политику, возможности привлечения ресурсов и построения долгосрочной стратегии, вероятно, перевешивают, и мы полагаем, что сохранение единой компании - это, скорее, плюс как для нее, так и для страны", - заключает Николай Подлевских.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г. продемонстрировала, как обстоят дела с обещанным в ходе реформы электроэнергетики технологическим обновлением отрасли. Расчленение РАО "ЕЭС" создало несколько десятков крупных и локальных сбытовых монополий, что крайне затруднило управление тарифами на электричество со стороны государства и муниципальной власти. "Если сейчас взглянуть на энергетический сектор, то государство оказалось не в восторге от итогов раздробления сектора и в итоге проводит политику консолидации. То есть, по сути, возвращаемся к тому, от чего раньше бежали", - резюмирует Светлана Корзенева.


Инвестиции в будущее

Одним из последних проектов, благодаря которому "Газпром" пытается сформировать потенциал для роста в будущем, стало приобретение в прошлом году лицензии на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения. "Данное месторождение является одним из крупнейших в России и способно существенно улучшить операционные показатели газового монополиста в будущем. К тому же в условиях существующих рисков появления в Европе конкурентного газа, в частности из США, подстраховка в виде восточной программы будет не лишней", - считает Светлана Корзенева. "Это лишь начальные инвестиции в Ковыктинское месторождение, ковыктинский газ предполагается использовать для поставок в Китай. Более того, месторождение богато гелием, переработкой которого "Газпром" намерен заниматься совместно с немецкой BASF. То есть на базе месторождения, скорее всего, в долгосрочной перспективе будет построен комплекс по газохимии", - предполагает аналитик ЗАО "Райффайзенбанк" Андрей Полищук.

"С 2004 г. "Газпром" реализует поэтапную стратегию наращивания присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Газовый концерн планирует поставлять СПГ собственного производства со Штокмановского месторождения и с "Сахалина-2" (поставки СПГ с последней площадки начаты в феврале 2009 г.)", - отмечает директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. С 2005 г. "Газпром" не только приобрел активы в российской электроэнергетике и нефтяном секторе, но также упрочил экспортные позиции, дав старт проектам по диверсификации поставок газа. Были отстроены партнерские отношения с немецкими энергогигантами E.ON и BASF, итальянской Eni. Подписан ряд стратегических соглашений о поставках "голубого топлива" в страны АТР, в том числе в Китай.

Говоря о теме инвестиций, не стоит забывать и о проектах Nord Stream и South Stream. Еще пару лет назад мало кто из экспертов верил, что в условиях мирового финансового кризиса "Северный поток" удастся запустить в срок. Но первый газ по этому трубопроводу поступил в Европу в прошлом году. "Строительство новой газотранспортной магистрали объективно увеличивает эластичность предложения продукции "Газпрома", способствует более стабильному получению прибыли, параллельно снижаются политические риски России", - поясняет Александр Осин. Светлана Корзенева указывает на то, что строительство труб в обход Украины "не лишено и экономического смысла". Так, прокладка трубы в обход Украины снижает риски срыва поставок газа в Европу и повышает имидж компании в мире. К тому же дальнейший рост спроса позволит использовать данные резервные мощности более полноценно. Однако остается одна проблема - использование мощностей существующих газотранспортных систем Украины и Белоруссии, включая подземные газохранилища. Украинская ГТС уже сократила объемы прокачки, а с запуском South Stream к 2020 г. она и вовсе начнет простаивать. Теоретически эту проблему можно будет решить с освоением новых месторождений - Бованенковского, Приразломного и других, а также морского шельфа Ледовитого океана. Но это лишь в теории, на практике, после того как Украина даст согласие на вступление в Таможенный союз, России необходимо будет пойти ей на уступки в пресловутом "газовом вопросе".


"Фишка" в газе

Опрошенные "Ко" эксперты указывают на то, что в настоящее время отношение капитализации к чистой прибыли ОАО "Газпром" в 2,8 раза ниже, чем у мировых аналогов, и этот фактор создает весьма существенный потенциал среднесрочного роста стоимости его акций. "В ближайшие годы вероятно усиление роли "Газпрома" как "донора" российского бюджета, но это долгосрочные риски, и они актуальны для всех ведущих экономик. В мире усиливается давление на высокорентабельные отрасли в пользу менее рентабельных", - отмечает Александр Осин. С другой стороны, требуемая доходность вложений на рынке акций будет снижаться, рынку потребуются инвестиционные проекты, способные гарантировать долгосрочный доход, эластичный к краткосрочным инфляционным и инвестиционным шокам. Структура глобальной экономики меняется в пользу увеличения доли инвестиций в ВВП, что ведет к расширению горизонта планирования вложений на рынке акций, то есть опять же к сокращению требуемой доходности инвестиций. "Я полагаю, что акции "Газпрома" способны продемонстрировать в среднесрочной перспективе существенное повышение с целями ориентировочно в 250-320 руб. за бумагу (сейчас около 150 руб. - Прим. "Ко")", - резюмирует Александр Осин.

Финансовые показатели ОАО " Газпром " (млрд руб.)

 

2000 г.

2011 г.

Активы (млн руб.)

1880,1

10900,7

Выручка от продаж

539,9

4637,1

Прибыль

131,1

1342,4

Налог на прибыль

69,2

337,5

Капитальные вложения

48,5

1553,1

*Информация из отчетности "Газпрома"