Top.Mail.Ru
архив

Дзікае паляванне

21.03.201600:00

Александр Лукашенко решил показать, кто в Белоруссии Батька. Шумные задержания с погонями и обысками бизнесменов из минского Топ‑10 вполне можно назвать дикой охотой. Первой жертвой стал Юрий Чиж, гендиректор и владелец компании «Трайпл» – его перехватили на пути к госгранице. Обвинения озвучил председатель КГБ РБ Валерий Вакульчик: по указанию Чижа в России были созданы фиктивные фирмы, через которые обналичивались деньги, поступающие якобы за пользование товарными знаками.

Арест бизнесмена номер один, который участвовал во всех знаковых проектах второго срока Лукашенко, называют политически мотивированным. Взлет Чижа произошел после вхождения в президентский пул, и он смог удачно это монетизировать. Бизнесмен вел общие дела со средним сыном главы государства Дмитрием Лукашенко, например, в «Кузбассбелавто», где партнерами также выступали российские миллионеры Владимир Гридин и Михаил Федяев. Юрий Чиж связан со всеми знаковыми проектами второго срока Лукашенко – от застройки исторического центра Минска до аферы с экспортом российских нефтепродуктов под видом растворителей. В конце концов, он жил с президентом по соседству в поселке Дрозды (аналог кооператива «Озеро»), вместе с ним играл в хоккей и косил по утрам траву.

Чиж владел компаниями в самых прибыльных отраслях, таких как девелопмент и нефтехимия. Правда, начиная с 2015 г. СМИ все чаще писали о бизнес-проблемах Чижа – продаже компаний, убытках, арестах партнеров… В интервью «Народной воле», которое было взято до ареста бизнесмена, а опубликовано уже после, Юрий Чиж призывал дать больше самостоятельности предпринимателям и называл чиновников «недоброжелателями» бизнеса.

«Ситуация в Белоруссии недалека от российской. Сначала бизнесменам создают такие условия, что без их нарушения нельзя заработать, а потом каждого зарабатывающего можно в любой момент привлечь по экономическому составу преступления», – отмечает Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры». При этом он называет аресты политически мотивированными.

«Юрий Чиж проиграл аппаратное соперничество в своем дивизионе, проиграл представителям нового поколения таких же, как и он, – считает Юрий Дракохруст, обозреватель белорусской службы «Радио Свобода».(включено Минюстом РФ в список иноагентов) – Сам по себе компромат на Чижа не имел значения, пока он был в силе. А в результате аппаратного поражения – значение обрел. И понятно, что санкция на охоту на него была дана с самого верха, судя по всему, и с указанием окончательной судьбы. Могли ведь и просто убедительно попросить передать бизнес победителям. А решили по-другому».

Благодаря этому решению через три дня в СИЗО оказался и шестой номер рейтинга бизнесменов Белоруссии Евгений Баскин. Владельца группы компаний «Серволюкс», крупнейшего производителя мяса птицы в стране, задержали в аэропорту при попытке вылета за границу. Вместе с ним задержаны 15 должностных лиц, им вменяется причинение ущерба на сумму не менее 370 млрд белорусских рублей.

Вертикально структурированная власть во все времена имела фаворитов и изгоев, и часто эти две категории менялись местами по сиюминутному настроению правителя. «Современные политические системы этой группы подвержены тем же самым тенденциям, – уверен Вадим Байбуз, старший партнер юридического бюро «Байбуз и партнеры». – Благополучие бизнесменов и политиков как в Белоруссии, так и в Российской Федерации зависит от усиления или ослабления влияния тех или иных групп, способных оказывать влияние на первое лицо государства». По мнению юриста, помимо озвученной версии – вывода денежных средств за рубеж, что в отсутствие денежной массы в стране создает серьезные проблемы для экономики, – причиной охоты может быть и финансирование оппозиции. Второй вариант вероятен, если принять во внимание факт, что свои огромные активы эти бизнесмены хранят за рубежом, а потому всегда являются объектами активной разработки иностранных спецслужб.

Глава КГБ РБ пообещал, что «уголовных дел и задержаний будет еще много». Хотя вряд ли эпоха придворного капитализма в Белоруссии подходит к концу. Александр Лукашенко наверняка согласился бы с известными словами Павла І в применении к Белоруссии: «Второй человек в России – тот, с кем я сейчас разговариваю. И пока я с ним разговариваю».

Еще по теме