ЕБРР пошел по пути Ericsson
Нижневолжский региональный венчурный фонд Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и его управляющая компания BolshoimanagementLLC стали владельцами блокирующего пакета акций тольяттинской телекоммуникационной компании «АИСТ». В обмен на вхождение в уставный капитал фонд должен инвестировать в развитие «АИСТа» $3,3 млн.
ЕБРР становится вторым инвестором проекта. Первый партнер тольяттинских менеджеров – шведская компания Ericsson уже шесть лет не может вернуть себе средства за поставленное оборудование.
Столица российского автомобилестроения Тольятти – один из самых перспективных городов для развития телекоммуникационного бизнеса. Более 120 000 жителей города работают на «АвтоВАЗе», имея средний доход не менее 7000 руб. в месяц. На перспективном рынке в 1996 году была создана компания «Ассоциация информационных сетей Тольятти» («АИСТ»). Проект создавался при поддержке городских властей, в том числе мэра Тольятти Сергея Жилкина. Средства в развитие «АИСТа» (в общей сложности более $12 млн) вкладывал тольяттинский муниципалитет. На эти деньги компания намеревалась приобрести оборудование у Ericsson. Гарантом по долгам «АИСТа» выступил город Тольятти. Компания должна была вернуть городу долги путем установки нескольких тысяч телефонов социально незащищенным жителям. Причины подобной лояльности мэрии, возможно, объяснялись тем, что основными акционерами «АИСТа» были несколько депутатов Тольяттинской гордумы. После отставки с поста мэра в число акционеров вошел и Сергей Жилкин.
Проблемы у проекта возникли в 2000 году. Именно тогда Сергей Жилкин покинул пост мэра города, а учредители «АИСТа» – близкие к нему депутаты гордумы – потеряли свои мандаты. Вернуть долги Ericsson компания не смогла: после долгих переговоров с новым мэром Тольятти шведская компания согласилась на их реструктуризацию. «АИСТом» не были выполнены и обязательства перед городом, недополучившим около 2000 телефонных номеров. Одновременно вспыхнул конфликт вокруг здания, в котором было размещено телекоммуникационное оборудование. Тольяттинский банк «Потенциал» доказал в арбитражном суде свое право на этот объект. Попутно «Потенциал», являющийся кредитором дочерних компаний «АИСТа», стал настаивать на возврате полученных кредитов, по которым не выплачивались проценты.
Тольяттинские отделения «Единства» и ЛДПР выступили с заявлением о необходимости проверки фактов сотрудничества бюджета и «АИСТа». В 2001 году прокуратура Самарской области выступила с иском к «АИСТу», требуя признать незаконными ряд сделок с акциями компании, а также эмиссии акций «АИСТа».
Ситуацию усугубило оглашение итогов деятельности «АИСТа» за два года: выяснилось, что убытки компании составили более $ 1млн. Тольяттинские банки на этом фоне отказывались долгосрочно кредитовать проект.
Нового инвестора «АИСТ» нашел за пределами региона. Им стал Нижневолжский венчурный фонд ЕБРР, в конце июня приобретший блокирующий пакет акций компании и ввел трех своих представителей в совет директоров «АИСТа». Согласно совместному заявлению директоров фонда Евгения Горькова и компании Александра Сергиенко, ЕБРР вложит в развитие бизнеса «АИСТа» более $3 млн. Они будут направлены на строительство в Тольятти сети АТС. Крупные убытки «АИСТа» не смутили иностранных инвесторов.
«Мы изучили состояние бизнеса, и оно нас устроило», – сказал на пресс-конференции в Тольятти Евгений Горьков. Правда, за несколько недель до этого заявления банк «Потенциал» объявил о намерении инициировать банкротство дочерних компаний «АИСТа». По словам начальника юридического отдела банка Марины Трофимовой, после этого банк будет рассматривать возможность банкротства самого «АИСТа». А еще банкиры намерены добиться выселения компании из здания, за которое не получают арендной платы. Кроме того, в Верховном суде РФ идут разбирательства по искам акционера компании Сергея Горюнова, требующего вернуть реестр акционеров компании в состояние, в котором он был в 1996 году, а в тот момент нынешних владельцев компании –партнеров ЕБРР в нем просто не было. В «АИСТе» воспринимают происходящее спокойно. По мнению Александра Сергиенко, эти события никак не влияют на бизнес компании. В Ericsson ситуацию комментировать отказались.