Эффект разорвавшейся бомбы
Террористические акты в Москве подаются публике исключительно как события общественно-политического и криминального характера. Одна чисто деловая газета вообще не написала на следующий день после трагедии в Печатниках ни строчки о взрыве. Правда ли, что терроризм никак не влияет на картину бизнеса в столице? Конечно же неправда. "Отдача" от ужасных взрывов уже проявляется на различных рынках. Она станет еще заметнее спустя некоторое время.
Как вам спалось сегодня ночью? Нам в ночь перед сдачей этого текста не очень спокойно. Кто знает, чей дом рванет в следующий раз.
Мы начали с этого признания не для того, чтобы напомнить вам о неприятном. А чтобы вы не считали нас бездушными монстрами, прочитав те ужасные заявления, которые мы сейчас собираемся сделать. Готовы? Начинаем.
Во-первых, кровопролитные теракты, судя по всему, еще будут. Где-то в России и даже, наверное, в Москве.
Во-вторых, многие вполне респектабельные фирмы, не имеющие никакого отношения к преступникам, смогут на этих трагических событиях и их последствиях заработать.
В-третьих, в самом этом факте мы не видим ничего такого ужасного. Бизнес - территория, свободная от эмоций.
Вы уже обвиняете нас в цинизме и называете "сукиными детьми"? Спрашиваете, как это можно наживаться на чужой беде? Говорите, что только в нашей многострадальной стране людям приходят в голову такие безумные мысли?
Пожалуйста, еще несколько секунд спокойствия...
Вы смотрели знаменитый голливудский фильм "Форрест Гамп"? Правда, там очень симпатичный главный герой в исполнении Тома Хэнкса? Можно сказать, национальный герой Америки. А помните, как он стал богатым?
Напомним: долгие неудачные попытки героя зарабатывать на жизнь ловлей креветок закончились страшным штормом. Все яхты конкурентов Гампа были уничтожены, а его посудина осталась целой. Нежданно-негаданно он превратился в монополиста на региональном рынке креветок. И неплохо заработал на чужом горе.
Форрест Гамп не перестал быть вам симпатичен? Или вы считаете, что он не должен был пользоваться таким случаем? Если считаете - значит, в этом вопросе мы с вами не единомышленники. Если не считаете - нам есть что вам рассказать.
Какие глаза у страха
Несколько сентябрьских взрывов переломили отношение граждан и руководителей фирм к страховым компаниям. Отечественный страховой бизнес получил мощный импульс к развитию. Но одновременно - новую головную боль. Московское население, пару недель назад и не думавшее страховать жилье и домашнее имущество от террористических актов, теперь хочет делать это. Не все страховщики готовы удовлетворить вновь возникшую потребность.
Первой столкнулась с новыми реалиями компания "Спасские ворота", в которой застрахован торговый комплекс "Манежная площадь". Страховщики сразу же пообещали, что страховая выплата будет осуществлена, но замалчивают ее сумму.
Взорванный дом на Каширском шоссе - как и окрестные дома, квартиры в которых пострадали от взрывной волны, - был застрахован компанией "МАКС".
"После взрыва на Каширском шоссе пострадали 777 квартир, 132 из них были нами застрахованы, - рассказывает Юрий Галкин, начальник отдела по связям с общественностью компании "МАКС". - Мы выделили 700 тысяч рублей, 250 тысяч из них пойдут на оплату ремонтных работ подрядным организациям, остальные 450 тысяч достанутся москвичам, понесшим ущерб".
Таким образом, в среднем каждой пострадавшей семье, чье жилье было застраховано в "МАКСе", перепадет в среднем по 3,5 тыс. руб., то есть около $120 (еще примерно на $70 им окажут ремонтных услуг - хватит как раз на побелку потолков). С точки зрения граждан - крайне негусто. С точки зрения страховой компании - слава Богу, что условия страхования позволяют отделаться такой мелочью.
"Ни у одной страховой компании в Москве нет резервов для восстановления даже одного многоквартирного дома", - говорит Юрий Галкин.
Допустим, жилье всем пострадавшим москвичам будет безвозмездно давать мэр. Но ведь у пострадавших было еще и имущество, стоимость которого им никто компенсировать не собирается. Раньше на страховые полисы, дающие право на возмещение имущественных потерь в случае терактов, в России не было никакого спроса. Как и на многие другие виды страхования.
"У людей страховые компании зачастую вызывают недоверие, - говорит директор страховой компании "Олма" Игорь Кузнецов. - Но сейчас ситуация такова, что москвичи все чаще интересуются нашими услугами. Если раньше мы наблюдали в основном какое-то безразличие, то сейчас наоборот - к страхованию проявляется интерес и серьезное внимание".
Не все страховщики подтверждают увеличение спроса. Например, высокопоставленный представитель "Российско-американской страховой компании" заявил нам, что прошедшие теракты не увеличили спроса на страховые услуги компании. Но большинство других страховщиков заявляют о другом.
Спрос на страхование может перерасти в бум, если (не дай Бог, конечно) взрывы в Москве будут продолжаться. Некоторые компании уже сориентировались и включили в свой ассортимент страхование жилья и имущества "от противоправных действий третьих лиц". В частности, об этом уже заявила "Промышленно-страховая компания".
В компании "МАКС", напротив, пока отбиваются от новых потенциальных клиентов. "У нас разрывается телефон от звонков испуганных москвичей, которые спрашивают, можно ли застраховать квартиру от теракта, - говорит Юрий Галкин. - Мы терпеливо отвечаем, что подобная услуга не практикуется ни в одной стране мира".
Тем не менее население теперь готово доверять страховщикам деньги, которые раньше им ни за что не отдало бы. Значит, кто-то из страховых компаний с этими деньгами будет работать. И делать на них новые деньги.
Страховщики, возможно, первые, кто заработает на крови жертв терактов. Станете ли вы их осуждать за это? Или подберете себе компанию понадежнее и застрахуете собственное имущество?
Как "двинуть" недвижимость
Вторыми в этот список можно включить строительно-ремонтные компании - тут все очевидно. Здесь же упомянем производителей специальной техники и автоматики для жилых и нежилых зданий и фирмы, занимающиеся их монтажом.
В недрах Московской городской Думы, например, уже появился законопроект об обязательном оборудовании каждой московской квартиры огнетушителем. На деньги жильцов. Огнетушители будут закупаться в организованном порядке у специально уполномоченной правительством Москвы организации.
По нашей информации, планируется, что цена баллона будет для московских семей не слишком обременительной - 150 рублей. Зато заработки "уполномоченной организации" будут немаленькими. В столице около 3 млн квартир. Умножив их количество на предполагаемую цену одного огнетушителя, получим цифру
450 млн рублей. Столько они получат, а мы заплатим. Если считать 26 рублей за один доллар, набегает неплохая сумма - $17,3 млн.
А ведь кроме огнетушителей можно на волне страха продать владельцам городских квартир и другое спецоборудование. Скажем, домофоны - да не старенькие и простенькие, а, скажем, современные и дорогие видеодомофоны. Вы откажетесь установить такой в своем подъезде?
А вот риэлтерский бизнес в краткосрочной перспективе скорее потеряет, чем приобретет.
Один из руководителей компании "МИАН" признался нам, что ряд сделок между ее клиентами, запланированных сторонами на 13 сентября (день взрыва на Каширке), были отменены по инициативе покупателей. Люди, еще накануне собиравшиеся покупать квартиры, решили отложить это дело до тех пор, "пока все не закончится". Покупателей жилья в новых условиях не устраивает традиционная схема оформления сделок "сегодня я плачу деньги - а спустя какое-то время получаю документы, удостоверяющие право собственности".
Схему юридического оформления таких сделок можно, конечно, изменить. Но вот переломить долгосрочный спад интереса к московской недвижимости как к инвестиционному объекту, риэлтерам будет труднее. Анонимный представитель "Московской центральной биржи недвижимости" сказал нам 14 сентября, что при повторении терактов в Москве на рынке возможен спад активности. Со временем это может стать еще одним фактором, играющим на понижение цены столичного жилья.
О нежилых помещениях, особенно первых этажах и подвалах многоэтажных домов, и говорить нечего. Риэлтеры считают, что процедура оформления аренды на такие помещения будет максимально забюрократизирована властями. Рынок свободной купли-продажи такой недвижимости под серьезной угрозой.
Ожидают риэлтеры и усиления административного контроля над рынком аренды квартир. Московские власти (в лице участковых), видимо, перестанут смотреть сквозь пальцы на сдачу квартир без оформления документов. Значит, арендодателям придется фиксировать договоры аренды и платить налоги с получаемых доходов. Значит, в этом сегменте рынка вырастут цены и сократится предложение квартир.
Риэлтеры предупреждают, что эти прогнозы могут начать сбываться уже в сентябре. Хотя не исключают и других вариантов развития событий. Слишком многое на рынке недвижимости будет зависеть от поведения властей и настроений самих москвичей. Пока, кстати, никакого усиления прессинга на арендодателей замечено не было. Так что, возможно, в жизни все будет не так мрачно, как в прогнозах.
Торговля и прочий PR
Торговля, как известно, такой бизнес, который ни при какой ситуации не останется внакладе.
Наш коллега, побывавший в штабе по ликвидации последствий взрыва в Печатниках, прочитал там на стене объявление фирмы, предлагавшей одежду, посуду и мебель "со скидками только для пострадавших". Это, конечно, примитивный прием. Большие деньги так не зарабатываются.
А вот нечто более серьезное может произойти в серьезном продовольственном ритейле.
На канале ОРТ уже показывали, как в ответ на террористические акты, совершенные предположительно чеченцами, московский ОМОН устроил прессинг азербайджанской диаспоры, в руках которой находится большая часть продовольственных оптовых рынков столицы. Если борьба людей в форме с обитателями рынков продолжится, это может привести к перебоям в работе этих самых рынков и к повышению цен, что сыграет на руку крупным ритейловым сетям. А ведь цены на продукты питания и сейчас отнюдь не низкие.
Несколько труднее стало вести бизнес торговцам непродовольственными товарами. В дни трагедий и траура спрос на товары длительного пользования снижается - людям не до таких покупок.
"В понедельник 13 сентября в наших магазинах было очень мало посетителей, - говорит Альберт Звездочкин, менеджер по корпоративным проектам сети "М-Видео". - Мы предприняли ряд мер по обеспечению безопасности наших посетителей. Магазин - это всегда некое скопление людей, где не могут быть исключены и теракты".
Впрочем, если человек запланировал, например, покупку телевизора, то, не совершив ее сегодня, он все равно отправится в магазин завтра. В долгосрочной перспективе дорогие магазины техники опять же могут отвоевать часть потребителей у ВВЦ. На его огромной территории вероятность теракта выше, чем в хорошо охраняемом магазине.
Еще одна торговая компания - "Русское золото" - официально объявила о передаче пострадавшим от взрыва в Печатниках одежды из "бутиков" фирмы общей стоимостью в миллион долларов. Внимание, это уже "кризисный PR"! Заявление весьма громкое и не поддается проверке. Цена одежды в бутиках - штука весьма специфическая.
Заверения о перечислениях различных сумм на специальные счета помощи пострадавшим сделали уже как минимум десятка два банков. Для них это тот же PR, только наоборот. Попробуй не сообщи о пожертвованиях - клиенты заподозрят тебя в финансовых трудностях. Специальный счет для перечисления пожертвований столичное правительство открыло, кстати, в Банке Москвы. Значит, этот банк в течение как минимум нескольких дней будет неоднократно и совершенно бесплатно упоминаться в СМИ.
Угадайте, кто замкнет наш неполный список "заработавших на крови"? Конечно же организованные преступные группировки. Вы заметили, как в газетах вдруг появились призывы к тому, чтобы разобраться с чеченской мафией, которая, дескать, слишком много всего контролирует в Москве?
Наверное, так оно и есть. И если милиция и спецслужбы развяжут войну с чеченскими и другими кавказскими авторитетами в столице, выиграют от этого наши родные российские бандиты. К ним и перейдет контроль над освободившимися рыночными нишами.
Свято место пусто не бывает. Если кто-то теряет деньги - их тут же находит кто-то другой. Что в голливудских сюжетах, что в криминальном мире, что в деловом.
Это бизнес. Зона, свободная от эмоций.