«Эффективные» менеджеры
Национальный перевозчик своему положению на рынке обязан государству, всегда готовому поддержать компанию, что делает при первой же возможности: беспошлинная закупка зарубежной авиатехники, налоговые льготы и др. Но как только будет подписан документ о приватизации и у компании сменится владелец, «Аэрофлот» окажется банкротом: выручка, показываемая им сейчас, складывается не только за счет авиабизнеса, к ней прибавляются платежи иностранных компаний за пролет над территорией РФ. Этого не сможет делать частная структура, поскольку такое будет явным нарушением с точки зрения антимонопольного законодательства.
Назначение в «Аэрофлот» Виталия Савельева, так же, как и предстоящая приватизация, оказались неожиданными для авиационной общественности. В истории гражданской авиации России еще не было такого, чтобы авиакомпанию возглавлял банкир. Авиация – пожалуй, единственный вид бизнеса, оторванный от земли. Попробуйте опереться о воздух... Я 40 лет летал, но до сих пор не могу однозначно сказать, почему пушинка летит к земле, а 300 тонн металла и людей держится в воздухе, хотя изучал и законы подъемной силы, и многое другое.
В «Аэрофлоте» и без Савельева было много проблем с безопасностью и предпосылок к летным происшествиям. Согласно независимому исследованию немецкого бюро JACDEC, российский перевозчик в списке самых безопасных компаний мира по итогам 2010 г. занял 35-е место. Банкир может быть первым замом или главой совета директоров, поскольку его первый интерес – финансовые потоки. Поэтому главой авиакомпании должен быть только тот авиатор – пилот или инженер, кто с юности впитывал в себя требования летных инструкторов, учителей и преподавателей, законы и правила, писанные в гражданской авиации кровью. Тот человек, который чувствует пилотов и знает их. Тогда он не заменит и не пошлет неподготовленный экипаж в Петрозаводск. Увы, но на это способны только так называемые «эффективные» менеджеры.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
приватизация, Аэрофлот