Top.Mail.Ru
архив

ЕГАИС «удочерили»

Правительственное постановление «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе» обязало налоговиков вести учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. То есть именно ФНС поручено налаживать и контролировать работу Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС), которая вызвала кризис в алкогольной отрасли. Сбои в работе системы привели к тому, что только в июле производство крепкого алкоголя в стране сократилось на 30%, шампанских и игристых вин – на 16,5%.

Некоторым фабрикам пришлось полностью прекратить выпуск алкоголя. «Ведь произведенная, но не внесенная в ЕГАИС продукция является нелегальной», – пояснил Вадим Дробиз, директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР). По данным СУАР, из-за неполадок в системе и задержек с выпуском акцизных марок нового образца за шесть месяцев текущего года производство водки в стране сократилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а поставки импортного алкоголя в Россию с апреля практически прекратились. «К середине июля, за три с половиной месяца, в страну завезли всего 4 млн бутылок, включая вино, водку и другой крепкий алкоголь с новой маркой, это 0,5% от годового объема», – констатирует Дробиз.

Сбои в работе системы каждый месяц обходятся госбюджету в $200 млн. Найти виновного в неполадках ЕГАИС трудно. «Раньше за внедрение системы отвечали ФНС, ФТС, Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, ФСБ и ее разработчик НТЦ «Атлас». А у семи нянек, как известно, дитя без глаза», – говорит Андрей Скурихин, зампредседателя совета директоров группы S.P.I. Поиском «крайних» правительство занялось еще в середине июля. Однако ведомства лишь перекладывают вину друг на друга. Ответственный за налоги и сборы Минфин пеняет на Минсельхоз, не проведший мониторинг рынка и не подготовивший нужные нормативные документы. В свою очередь, Минсельхоз перекладывает вину на Минэкономразвития. «Именно это ведомство, которому тогда подчинялась ФТС, выступило одним из идеологов ЕГАИС», – подчеркивает Дмитрий Добров, пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции.

Передача функций контроля над оборотом спиртного ФНС выглядит вполне логично. Ведь именно налоговики выдают лицензии и федеральные специальные марки отечественным производителям. Другие ведомства к алкогольному рынку теперь отношения не имеют. Например, Минэкономразвития больше не контролирует ФТС, а Минсельхоз не занимается квотированием спирта.

«Возложить ответственность за ЕГАИС на одну организацию надо было еще год назад, – считает Ирина Тюльпина, директор правового департамента компании «Юнивэй Менеджмент», которой принадлежит Ставропольский винно-коньячный завод. – Думаю, столь тяжких последствий для рынка можно было бы избежать».

Впрочем, скорых перемен к лучшему алкогольным компаниям ожидать не стоит. «Проблема слишком масштабная, поэтому никто не может прогнозировать, когда ЕГАИС заработает в нормальном режиме», – говорит Алексей Калинин, эксперт аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». Зато правительство наконец-то нашло ведомство, с которого можно будет спросить за кризис на алкогольном рынке.

 

Еще по теме