Его имя Сеть
Появился новый бог - имя его Сеть. А с появлением бога образовалась и новая церковь с соответствующей церковной иерархией. Пророка назвали очень подходяще - Интернет, что в буквальном смысле означает "подключение к Сети".
Кардиналы и папы новой церкви стремительно сменяют друг друга, что вполне в духе быстрых и глобальных изменений, происходящих в сегодняшнем мире. До вчерашнего дня пап, обладавших почти равной властью, было двое: Билл Гейтс и Стив Кейс, каждый из которых совершал богослужения в своей собственной столице, восседая на троне в своем соборе. Первый - в Microsoft, а второй - в America on line (в сокращенном варианте АОL).
Не ищите этих названий на географических картах - их там пока нет. Может, они когда-нибудь и появятся, но могут и не успеть. Ведь все меняется с такой быстротой, что и Microsoft, и AOL могут исчезнуть как из Сети, так и с Уолл-стрит уже в ближайшие недели. И это не пустые слова: вот уже несколько дней, как папа Билл Гейтс не является самым богатым человеком в мире. Пока остается папой, но с урезанными полномочиями. То же самое может произойти и с другом Кейсом.
Ничего страшного. За этими двумя уже на очереди новые столицы Сети: Intel, Oracle, Sun Micro, Apple, Bay Net, Cordis, Intuit... Странные, экзотические, магические имена, придуманные претендентами на папский престол новой церкви. Они возглавляют список самых фантастических миллиардеров Вселенной, их имена у всех на слуху, и кто-то из них образует следующий церковный анклав.
Ежегодный доход Энди Гроува из Intel составляет $100 млн, Стерлинг Уильямс из Sterling Software зарабатывает каждый год $60 млн, Джон Чамберс из Cisco System "стоит" $40 млн в год, Эхард Пфайфер из Compaq Computer в качестве CEO получает $30 млн. При условии, что New Economy не сдуется, как проколотый баллон, один из них, возможно, станет новым главой церкви.
Как и во всех религиях, свои богословы появляются и у новой церкви. Не все из них, правда, мастера своего дела, но число их постоянно растет. Самого известного теолога зовут Николас Негропонте. Он неустанно провозглашает имя божие, используя очень доходчивые, понятные всем слова: в Сети мы все равны и все свободны. Выходит, что Сеть - очень демократичный бог.
Отныне никто не сможет диктовать нам, что мы должны знать, а что нет. Самое же главное, по словам Негропонте, в том, что никто не сможет помешать нам сказать то, что мы захотим, поскольку Сеть открыта для всех и каждый имеет право не только пользоваться информацией, но и распространять ее. И давать не только информационные сообщения, но и пропагандировать свои идеи, философию, свое видение жизни, а также заниматься болтовней, браниться и сплетничать. Каждый имеет возможность не только самовыразиться в письменной форме, но и сопроводить это звуковой и визуальной информацией.
Все это так. Суть бога Сети именно в этом, но в то же время Сеть - это нечто гораздо большее. Магия Интернета достигает фантастических пределов: например, каждый сможет освободиться от давления средств массовой информации, создавая каждое утро свою газету по собственным вкусам и взглядам. Море Интернета, как говорят его проповедники, безбрежно и безгранично. Всякий, кто отважится отправиться в путь, сам себе хозяин. Как во времена покорения Дикого Запада. Типичное воплощение американской мечты.
К сожалению, плавать в море Сети столь же трудно, как и в настоящем море. Хотя на первый взгляд кажется, что все наоборот. Сеть наводнена людьми, порталами, сайтами, и достаточно только оглянуться, чтобы найти того, кто что-то продает, что-то ищет, излагает какие-то идеи. Это пространство не пустое, а постоянно чем-то заполненное. Тем не менее результат всегда один и тот же.
В этой заполненности Интернета можно прокричать все что захочешь - "да здравствует" или "долой". Но эффект будет тот же, что и в открытом море: никто не услышит. Поскольку кричат все разом. Перекрещиваются миллиарды криков и мнений. Верных, ошибочных, бессмысленных. В общем гуле мало надежды на то, что тебя услышат. Может быть, она и есть, но это надежда потерпевшего кораблекрушение, который запечатывает свое послание в бутылку, доверяя ее волнам. Рано или поздно бутылку прибьет к какому-нибудь берегу, но где гарантия, что твое сообщение придет по назначению?
Что же касается собственной газеты, то это занятие под силу десятку таких же, как Негропонте, энтузиастов, готовых терять время даром. Мне, например, только на работу с корреспонденцией по e-mail приходится тратить по два часа каждый день.
Искать информацию в Интернете, конечно, можно. Улов всегда неплохой. Но требует больших затрат времени. И потом - кто-то же занимается поиском, отбором и подачей этой информации. Вовсе не обязательно, что этот "кто-то" заслуживает больше доверия, чем те, кто публикует новости в газетах или рассказывает о них с телеэкрана. В общем. Получается, что из огня да в полымя. Я хочу сказать, что просто еще не бывало так, чтобы технологический взлет приводил к изменениям в политике - в хорошем ли смысле, или в плохом.
А пока существуют папы Сети, можно сказать, что они лучше всего ориентируются в географии Интернета и управляют светофорами на виртуальных автострадах. Ездить по этим автострадам можно, но по установленным именно ими правилам движения.