Top.Mail.Ru
архив

Его основной инстинкт

Голливудская кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) второй раз подряд закончила календарный год с прибылью. После одиннадцати лет нескончаемых убытков фирма снова на плаву. Внешне все выглядит так, будто MGM спасли несколько фильмов, ставших бестселлерами. Вопрос в том, почему эти удачи вдруг пошли одна за другой. Разгадка кроется в личности нового CEO компании – финансиста, никогда раньше не работавшего в Голливуде.

Алекс Емениджян – козырная карта в колоде американского спекулянта-миллиардера Кирка Керкоряна. За последние тридцать три года Керкорян пять раз совершал сделки с контрольным пакетом акций MGM. Каждый раз он продавал его дороже, чем покупал. В 1996 году 81% акций кинокомпании в последний раз продал Керкоряну французский банк Credit Lyonnais, отнявший MGM за долги у итальянца Джанкарло Паретти. После этих многочисленных переходов из рук в руки Metro-Goldwyn-Mayer потеряла большую часть своего киноархива и лишилась имиджа одного из самых успешных голливудских производителей. Керкоряну советовали для вывода компании из кризиса нанять за большие деньги кого-нибудь из старых голливудских зубров. Он и сам сначала склонялся к такому решению. Но приглашенный из компании Paramount Франк Манкусо и пафосный продюсер Алан Ладд вытащить MGM не смогли. И тогда в конце 1999 года Керкорян вдруг поставил во главе MGM своего старого соратника Емениджяна. Этот 45-летний финансист знал кино только как зритель, зато в денежных вопросах был настоящий дока. Уже полтора года Алекс Емениджян творит в MGM нечто такое, что само по себе могло бы стать хорошим сюжетом для кино. Со стороны кажется, что он не делает ничего особенного. Просто Емениджян каждый день ведет долгие беседы с продюсерами, режиссерами и актерами-звездами. А потом санкционирует запуск в производство очередного фильма, который становится бестселлером. Вот самый свежий пример – среди нынешних лидеров мировых сборов впервые за черт знает сколько лет сразу два продукта MGM. Триллер «Ганнибал» с середины февраля до 17 мая собрал по миру $332 млн, став абсолютным лидером года. А не слишком дорогая в производстве комедия «Сердцеедки» за первый месяц проката собрала $40 млн. При Емениджяне MGM снимает больше фильмов, чем до него, а эти фильмы снимают все больше сливок.

Эротический триллер

Для 83-летнего Керкоряна финансист Алекс Емениджян – как сын родной. На Керкоряна он работает с 1989 года и фактически является его финансовым конфидентом. Довольно долго Емениджян заправлял делами любимого детища Керкоряна – сетью гостиниц и казино MGM-Grand. Он считался экспертом прежде всего в планировании налогов. Теперь миллиардер поручил Емениджяну другую деликатную миссию. Вытаскивание MGM из финансовой бездны – очень важная для Керкоряна цель. Неизвестно, сколько еще лет активной деятельности отмерено престарелому бизнесмену. За свою жизнь он провел немало скандальных сделок и порушил карьеры многим конкурентам и их менеджерам. Напоследок Керкорян хочет сделать красивый жест – укрепить MGM не для очередной перепродажи, а просто так. Чтобы в Голливуде его потом поминали хоть каким-то добрым словом. Для Емениджяна же возрождение MGM – интересная управленческая задача. Планы его грандиозны. Он хочет превратить кинокомпанию в медиа-холдинг и, может быть, даже поставить его в один ряд с Disney и Viacom. Пока оборот MGM на порядок меньше, чем у любого из конкурентов – в 2000 году доходы компании составили менее $900 млн. Зато история у компании, созданной еще в 1924 году, богатая. Чего стоит один только фильм «Унесенные ветром», права на который Керкорян, правда, продал лет двадцать назад Теду Тернеру. В помощники Емениджян сразу же после назначения в MGM взял прожженного голливудского ветерана Кристофера Макгурка. Все думали, что финансист делегирует ему полномочия по решению творческих вопросов, а за собой оставит только стратегическое управление. Но Алекс Емениджян использует Макгурка скорее как консультанта, который всегда под рукой. За собой он оставил решение таких вопросов, как выбор сценариев, запуск новых картин в производство и назначение продюсеров. Пока финансист с выбором проектов угадывает. Может быть, в нынешнем Голливуде что-то неладно, если человек со стороны оказывается прозорливее многих старожилов «фабрики грез»? Или опытному деятелю игорного бизнеса просто везет на новом месте как новичку? Подождем результатов проката двух ближайших премьер MGM. В июле компания начинает показ в кинотеатрах США комедии Мартина Лоуренса What’s the Worst That Could Happen?, на создание которой Емениджян не пожалел $55 млн. В августе в прокат выйдет эротический триллер Original Sin с Антонио Бандерасом в главной роли, на производство которого было потрачено $28 млн. Впрочем, планы Емениджяна простираются далеко за пределы кинопроизводства.

Сценарий-утопия

Финансист предлагает Керкоряну начать активную скупку чужих фильмотек и сделать MGM владельцем самого богатого в мире киноархива. Миллиардер Керкорян вроде бы согласен и обещает при этом не скупиться – личных $7,2 млрд ему на оставшуюся жизнь хватит. Правда, в Голливуде к этим планам пока относятся с недоверием – ведь до сих пор Керкорян был больше известен как человек, который как раз распродает архивы конкурентам. Если грандиозную фильмотеку все же сформируют, то у хозяев MGM останется один путь для развития: компанию надо будет превращать ее в медиа-холдинг. Емениджян уже убедил своего босса потратиться на приобретение телеканалов. Сейчас MGM принадлежат доли в 14 телекомпаниях за пределами США. В самой Америке MGM в последние месяцы раскошелилась на $285 млн, приобретя пакеты акций четырех кабельных каналов (включая раскрученные на национальном уровне Bravo и American Movie Classic). Крупнейшим акционером последнего канала является NBC, с которой Емениджян уже ведет переговоры о покупке контрольного пакета American Movie Classic. О своих дальнейших планах глава MGM пока не распространяется. Но после массовой скупки телеканалов вполне естественно будет поставить перед своим расщедрившимся инвестором вопрос о вторжении в радиобизнес – или, скажем, о покупке парочки Интернет-компаний. А там дело теоретически может дойти и до собственной сети кинотеатров. Ведь у Viacom таковая имеется, а Емениджян мечтает быть с конкурентами на равных. Конечно, все это только перспективы и ничего больше. Однако возможности Емениджяна как наемного менеджера сейчас уникальны. У него есть богатый престарелый босс, который хочет напоследок сделать красивый поступок. И заодно отблагодарить своего финансиста за 12 лет верной службы. К тому же делать деньги в Голливуде очень приятно. Недавно, например, на прием к Алексу Емениджяну приходила актриса Шарон Стоун. Она хочет делать продолжение «Основного инстинкта». Главе MGM она предложила такую завязку сценария: мокрая и голая героиня Стоун выходит из душевой навстречу нагрянувшим полицейским. Емениджян обещал подумать над этим интересным предложением.

Еще по теме