Top.Mail.Ru
архив

«Эх, прокачу!»: столичный автопрокат едет в регионы

Автопрокат в Москве уже стал привычным явлением. Многие используют подменные машины, сдавая собственного «железного коня» в ремонт. Другие берут на пробу новые модели. Но развитие этого сервиса в регионах катастрофически отстает от столичного уровня. Крупнейшие московские службы проката намерены исправить эту несправедливость. 

В 1959 году Никита Хрущев во время дружеского визита в США восхитился американской системой автопроката и по возвращении в СССР отдал распоряжение создать подобный сервис у нас в стране. На проект были брошены колоссальные ресурсы, казалось, что на каждом участке земли, еще не засеянном кукурузой, строится контора по прокату машин. Впрочем, дело быстро заглохло. Страдающие от дефицита запчастей автомобилисты, получив машину, сразу же снимали с нее все новые детали. Дело порой доходило до полной переборки двигателя, в котором большинство узлов заменялось на старые. 

Гибель и реинкарнация 

Новый взлет в отрасли начался в 1990-е годы, когда образовались фирмы «Рольф-прокат» и Business Car Rental. Затем в страну пришли международные компании во главе с крупнейшим прокатным концерном Hertz. Но иностранцы не успели подмять под себя рынок. Грянул кризис 1998 года, после которого большинство компаний сократили масштабы бизнеса или вовсе свернули свою деятельность. После этого история автопроката в России вновь начала писаться с нуля.

Рассказывает Юрий Львов, генеральный директор компании «Элекс-Полюс Прокат Авто», которая является лидером прокатного рынка по количеству машин. «Когда в 1999 году я только начал работать в прокате, то столкнулся с тем, что рынок, как таковой, практически отсутствовал, особенно его доступный сегмент по аренде отечественных машин. Отдельной жизнью жили крупные иностранные компании, которые предлагали свои услуги в основном корпоративным клиентам».

Подразделения проката крупных автосалонов, таких как «Рольф-прокат» и «БизнесКар», работали внутри материнской компании и обслуживали в основном клиентов сервиса, когда те сдавали машину в ремонт. Задачей «Элекс-Полюс» было создать рынок доступного проката отечественных машин, которого не существовало вовсе. Кто-то, возможно, еще помнит компанию, которая пыталась сдавать в прокат микролитражки «Ока» по минимальным ставкам. Но затея провалилась ввиду того, что люди просто не знали о подобной услуге, а на формирование рынка ушло несколько лет, которые не все пережили.

«В то время, – жалуется Юрий Львов, – у нас не было больших средств на рекламу, и поэтому продвигали не столько собственную фирму, сколько саму услугу, показывая клиентам, что с помощью проката можно решить временные транспортные проблемы, а не пользоваться услугами такси или метро, как это было раньше». По-настоящему успешно прокатный бизнес заработал только в 2002 – 2003 годах, когда наметился подъем всей экономики страны. Как грибы после дождя стали появляться мелкие фирмы, которые попросту копировали прокатный договор крупной компании и выставляли аналогичные цены. 

Чужие и на время… 

С тех пор прокатный рынок в России значительно вырос: с 1500 – 2000 автомобилей и $40 млн в 2003 году до 3000 – 3500 машин и $60 млн сейчас (по данным маркетингового исследования компании «Рольф-прокат»). В середине 2003 года была создана Ассоциация прокатных компаний, которая сегодня включает в себя 13 фирм с общей численностью парка около 1000 автомобилей.

По словам Василия Быченкова, исполнительного директора Ассоциации, его организация объединяет фирмы, которые контролируют 30 – 40% всего рынка проката в стране. Это крупные российские и международные компании, специализирующиеся на прокате иномарок.

В рамках Ассоциации фирмы-участники обмениваются между собой данными о неблагонадежных клиентах и сотрудниках, а также осуществляют централизованные закупки расходных запасных частей (масел, шин и т. д.) и топлива. В перспективе планируется представление интересов Ассоциации в законодательных структурах, в частности, лоббирование введения лицензирования на услуги проката автомобилей с водителем. По словам Сергея Удальцова из компании Europcar, главной задачей Ассоциации является возможность обмена опытом и проблемами между собой, а также совместное совершенствование систем безопасности.

По данным Ассоциации прокатных компаний, рынок ежегодно увеличивается на 20 – 30%, но спрос на услуги проката все еще превосходит предложение. Рынок развивается в двух направлениях – появляется много новых мелких фирм, которые располагают 5 – 15 автомобилями бюджетного класса (это отечественные «Лады» или доступные иномарки), а также разрастаются парки крупных компаний. В прокатном парке отечественных автомобилей и иномарок примерно поровну.

Параллельно с российскими компаниями у нас представлены практически все крупные иностранные прокатные концерны: Europcar, Avis, Sixt, Hertz и т. д. Из них самой значительной долей рынка может похвастаться Hertz, которая пришла в Россию еще в 1996 году. Сейчас в ее распоряжении 150 машин, а сеть из 15 станций охватывает 9 городов России. С 1918 года компания Hertz строила империю, которая в 150 странах мира имеет 7000 точек выдачи машин и обладает парком, превышающим 550 000 автомобилей общей стоимостью более $10 млрд.

Однако освоение одной шестой части суши дается иностранцам нелегко. По словам Сергея Удальцова, в зависимости от особенностей региона возможно проникновение в него двумя путями: предоставлением права пользования брендом (франшиза) или за счет собственных средств. Первый вариант – более простой и динамичный: покупатель франшизы, хорошо знакомый с особенностями местного рынка, создает на нем собственную компанию и продвигает ее под мировым брендом. Но соответствие международным стандартам, которые в первую очередь предусматривают закупку исключительно новых иномарок, обуславливает высокие цены, к чему некоторые регионы пока еще не готовы. Взамен франчайзи получает доступ к глобальным системам бронирования, что приводит к нему клиентов из других стран и регионов и позволяет продавать услуги по бронированию проката в других городах.

Пока еще ни одна прокатная компания не может похвастаться достаточно разветвленной сетью у нас в стране. Соответственно сервис международного уровня, например, предоставление подменной машины в случае поломки или аварии в течение нескольких часов, доступен даже не во всех областях, смежных с Московской.

Отсутствие разветвленной региональной сети в свою очередь существенно тормозит развитие всего проката в целом. Например, услуга возврата машины в другом городе стоит столько же, сколько перевозка машины на эвакуаторе.

Причина, по словам Сергея Удальцова, в том, что экономическое развитие городов-миллионников на 3 – 5 лет отстает от Москвы, а малонаселенные регионы – и того больше. И если прокат в столице стал активно развиваться 2 – 3 года назад, то через пару лет можно ожидать подобного бума и в регионах. 

Свои и навсегда 

Пик спроса на услуги проката приходится на лето, когда автомобили востребованы практически постоянно. В это время спрос со стороны корпоративных клиентов несколько снижается, но его с лихвой компенсируют туристы и дачники, которые часто берут машину на week-end по тарифу выходного дня (когда аренда с пятницы по понедельник стоит, как два дня в будни). По словам Василия Быченкова, зимой спрос на прокатные машины, по сравнению с летом, снижается на 15 – 20%. Часть машин вынуждена простаивать, и одновременно с этим крупные компании стараются сокращать парк, продавая старые машины. Ближе к весне закупаются новые.

Независимо от класса предлагаемых в прокат машин около половины клиентов – это люди, временно лишившиеся собственной машины по причине ремонта, угона или плановой замены. Также значительную часть составляют автомобилисты, которые берут машину в качестве альтернативы собственной. Представительские седаны для проведения торжеств, внедорожники для выезда за город и пикапы для перевозки мебели. Доля таких клиентов может достигать 25%. Еще четверть – люди, у которых нет собственной машины, и приезжие.

Исходя из этого, получается, что наиболее перспективный путь продвижения своих услуг – это партнерство с различными сервисами и автосалонами, куда клиенты обращаются для ремонта своих машин. По мнению Василия Быченкова, очень перспективным является размещение стоек выдачи машин в аэропортах и на вокзалах города.

Александр Брангель, председатель совета директоров компании «PR Авто», специализирующейся на прокате престижных автомобилей, замечает, что в последнее время в сегменте премиум формируется новый класс клиентов, которые берут машину напрокат ради тест-драйва. Они хотят иметь возможность поближе познакомиться с автомобилем, перед тем как принять решение о его покупке. Особенным спросом в прокатных компаниях пользуются «сезонные» машины, например, кабриолеты. Для многих клиентов более простым решением является взять такую машину на несколько летних месяцев, чем покупать ее, а потом ломать голову, где хранить зимой. К тому же при прокате снимается вопрос последующей перепродажи машины, а каждый сезон можно брать что-то новое, не отставая от моды и не тратя на это больших денег. Например, прокат кабриолета BMW 6-й серии на три летних месяца обойдется в 27 000 евро при условии, что на время возможного ремонта или даже угона предоставляется подменная машина. Для сравнения: минимальная цена BMW 6-й серии Cabrio превышает 100 000 евро, а кроме того, придется оплачивать страховку (8 – 10% от цены) и расходы на ТО. При этом годовая амортизация составит не меньше 20%.

Ну и, конечно, в сегменте премиум всегда найдется место для клиентов, которые хотят пустить пыль в глаза, разъезжая в машине, которая им не по карману, а некоторые даже преподносят своим любимым прокатные машины в качестве временного подарка.

Отдельный сегмент прокатного рынка – это аренда машин с рекламными носителями, которую практикует «PR Авто». Компания-рекламодатель заказывает партию машин с размещенной на их бортах рекламой. Клиенты получают такие машины в прокат с существенной скидкой (30 – 40%), а взамен обязуются проезжать по городу не менее 60 км в день, парковаться в людных местах и периодически участвовать в рекламных акциях. По словам Александра Брангеля, спрос на такие машины значительно превышает предложение, да и рекламная отдача хорошая. В перспективе, возможно, машины будут даваться напрокат совершенно бесплатно. Но пока, по словам Александра Брангеля, этому мешает российский менталитет – клиенты не привыкли ценить то, что им достается даром.

Однако с подобными проектами не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Все машины, участвующие в рекламных акциях, необходимо регистрировать как рекламные площадки, платить с них ежемесячный налог на рекламу в размере 10 000 руб.

Хотя мировой опыт показывает, что прокатные машины можно заменять раз в три года, большинство российских компаний по целому ряду причин вынуждены обновлять свои парки значительно чаще. Компания «Элекс-Полюс», специализирующаяся на прокате отечественных машин, просто делает это раз в два года, потому что в дальнейшем наши машины не могут гарантировать надежной эксплуатации. А любая поломка – это значительные расходы: надо срочно предоставить клиенту подменную машину и оплачивать счета из сервиса. К тому же это всегда удар по имиджу.

Алексей Ащекин, директор компании «Юнис-Авто», занимающейся прокатом бюджетных иномарок, вынужден менять машины раз в 1,5 года. За это время они, как правило, успевают побывать в нескольких авариях, да и расходы на эксплуатацию после пробега 50 000 км существенно увеличиваются. Не спасают и гарантийные обязательства дилеров. Многие из них с большой неохотой принимают в ремонт прокатные машины, а некоторые, не имея законного права отказать в обслуживании, попросту затягивают время ремонта, что приводит к серьезным убыткам.

Компания «PR Авто» также обновляет парк машин раз в полтора года, но по другой причине – большинство клиентов хотят ездить на новой машине модели последнего года. 

Мангал как опция 

Столь частое обновление парка компании обходится не так дорого. По словам Василия Быченкова, прокатная компания всегда покупает новые машины со скидкой 8 – 15%, и продает их через год-полтора по среднерыночной цене, теряя при этом не более 10 – 15% от первоначальной цены.

Алексей Ащекин жалуется, что в его компании (32 машины) за год работы одну угнали, а у Юрия Львова за 6 лет работы – при численности парка 500 автомобилей – в угоне числится уже несколько десятков машин. Спастись от этой напасти, увы, никак нельзя, единственное средство – страхование. Кстати, при страховании крупного автопарка можно получить достаточно выгодные условия: 8 – 10% от стоимости машин, что совпадает со ставками, которые СК предлагают индивидуальным частным клиентам.

А вот от чего невозможно застраховаться, так это от мелкого воровства со стороны клиентов. «Например, – рассказывает Александр Брангель, – бывали случаи, когда на машинах менялись щетки стеклоочистителей. К счастью, дефицита сейчас нет, с подобными проблемами компании сталкиваются достаточно редко, и непредвиденные расходы укладываются в нормативы».

Из услуг, которые могут принести дополнительный доход прокатной компании, Юрий Львов отмечает подачу машины в аэропорт или на вокзал с последующим ее возвратом туда. За доплату можно арендовать детское кресло, КПК с навигационной системой и другие опции. Вместе с внедорожниками некоторые компании предлагают мангал и шампуры.

А вот от экспансии в южные регионы страны большинство прокатчиков пока отказываются, несмотря на их чрезвычайную привлекательность. Юрий Львов жалуется на проблемы управленческого характера в южных городах. Администрация плохо относится к «чужакам», а местные коммерческие структуры пока еще не реализовались во всех более доходных, чем прокат, сферах бизнеса. Александр Брангель опасается, что престижные иномарки будут пользоваться повышенным спросом у автоворов – взял машину на- прокат, например, в Сочи, а через пару часов уже можно скрыться в горах соседней Грузии.

Говоря о доходности прокатного бизнеса, Юрий Львов замечает, что прибыли не так уж и велики. По его мнению, компания с парком меньше 10 – 15 машин работает неустойчиво. Череда случайных проблем – одну машину угнали, две попали в аварии – может серьезно подкосить такой бизнес. А вот если в фирме хотя бы 20 автомобилей среднего класса, то от нее вполне можно ожидать ежемесячной прибыли в размере $3000 – 5000 с учетом амортизации машин. Кстати, запуская проект по прокату машин, многие владельцы забывают, что очень скоро автомобили потребуют замены, и это является самой крупной статьей расхода компании, к тому же значительные бюджеты закладываются на непредвиденные расходы, без которых прокат практически не обходится. 

Чтобы не прокатили

Получая автомобиль на прокат, не лишним будет обратить внимание на некоторые детали договора, которые могут перерасти в неприятные сюрпризы. Во-первых, надо быть готовым к тому, что при получении машины придется оставить залог в виде наличной суммы или пластиковую карточку с солидным запасом средств на ней. Во-вторых, обязательно следует уточнить, на каких условиях застрахован автомобиль. Практически все компании гарантируют страховку КАСКО+ОСАГО, но часто мелким шрифтом в конце упоминается о безусловной франшизе – сумме, которой водитель рискует в случае ДТП. Причем некоторые компании предусматривают франшизу даже при действии договора ОСАГО, т. е. когда водитель прокатного автомобиля в аварии не виноват. Такие подвохи практикуются далеко не во всех компаниях. Если вы собираетесь в дальнее путешествие, то стоит обратить внимание и на лимиты по пробегу, и на границы территории эксплуатации. Многие оговаривают пробеги только по Москве и области, а чтобы выехать дальше – придется доплатить.

 

Цена проката машин в Москве, в рублях на 1 – 3 дня

 

ВАЗ-2105 – 630 – 700

ВАЗ-2109 – 850 – 950

ВАЗ-2110 – 950 – 1050

Hyundai Accent – 1350 – 1800

Ford Focus II – 1800 – 2500

BMW 3-серии/VW Passat – 4200 – 5000

 

Источник: данные компаний

 

Количество машин у крупнейших компаний

Элекс-Полис – 500

Инком-прокат – 300

Hertz – 150

Ольга – 100

Avis – 100

Бизнес-кар – 100

Europcar – 100

Райден – 100

Остальные – 1550

 

Источник: Ассоциация прокатных компаний

 

Еще по теме