Эхо «Трансвааль-Парка»
Отмена лицензирования строительной деятельности может спровоцировать введение обязательного страхования ответственности строителей. Депутаты уже начали продвигать этот законопроект. Тема стала особенно актуальной после обрушения кровли «Трансвааль-Парка» и Бауманского рынка в Москве – гибель десятков людей не повлекла за собой финансовой ответственности тех, кто проектировал и строил здания.
С 1 января 2007 года в России отменяется лицензирование строительных организаций. Система лицензирования признана неэффективной хотя бы в силу своей маломощности: в целом по стране лицензии на осуществление профессиональной деятельности имеют около 200 000 организаций, а надзором за их соответствием лицензионным требованиям занимаются всего лишь 1000 человек. Теперь и в органах государственной власти, и среди экспертов идет обсуждение того, как без лицензий наладить контроль над строительством и, в частности, за безопасностью строительных работ.
Ситуацией решили воспользоваться в страховом сообществе. Появилась идея, что в условиях, когда правительство не будет иметь оснований контролировать строительные компании, чиновников смогут заменить страховщики – но при условии законодательного введения обязательного страхования гражданской ответственности строителей. Таким образом, забота о безопасности должна обеспечить страховщикам новый рынок обязательного страхования, сопоставимый с ОСАГО. «Рост объемов строительства в России делает введение обязательного страхования ответственности строителей жизненно необходимым, – считает генеральный директор Страховой группы «РАСО» Андрей Языков. – Обязательное страхование может стать гарантом возмещения вреда, нанесенного при строительстве. К сожалению, сейчас такой гарантии не существует. Проходя по улице мимо строительной площадки и получив по голове кирпичом, выпавшим из рук нерадивого строителя, гражданину приходится уповать только на чудо, которое поможет ему получить возмещение. Но, как мы знаем, чудес на свете не бывает».
«Сейчас о страховании задумываются не строители, а владельцы недвижимости – и часто мы не можем принять на страхование здание именно из-за того, что рядом уже идет строительство и есть серьезное опасение повреждения существующего здания в результате этого строительства. Особенно это касается зданий, расположенных в районе плотной застройки – например, в исторических центрах городов», – рассказывает заместитель генерального директора компании «Ренессанс Страхование» Наталья Карпова.
В законодательной власти выразителем нового веяния стал председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский, который недавно, выступая на съезде Всероссийского союза страховщиков, пообещал, что уже в нынешнюю весеннюю сессию Государственная Дума начнет обсуждение новой инициативы. Если соответствующий закон будет принят, то «фактически страховая компания станет сорегулятором вместе с общественным механизмом контроля», – считает Плескачевский.
Уроки катастроф
Дискуссия о страховании ответственности строителей обещает стать весьма острой, поскольку будет происходить на фоне сообщений о громких обрушениях зданий и сооружений как в России, так и по всему миру. Для россиян самым громким случаем такого рода было, разумеется, обрушение московского аквапарка «Трансвааль-Парк» в феврале 2004 года. Катастрофа, к сожалению, оказалась не последней – «Трансвааль-Парк» как бы открыл целую серию печальных «страховых случаев».
В декабре 2005-го в Пермском крае обрушились металлические конструкции и крыша бассейна «Дельфин». В результате трагедии погибли 14 человек, в том числе 10 детей. В январе 2006-го в польском городе Катовице обрушилась крыша выставочного центра – погибли 65 человек. В том же январе подобная трагедия произошла на катке в баварском городе Бад-Райхенхаль – в результате 15 погибших. Наконец, совсем недавно москвичи были потрясены случившемся на Бауманском рынке – там погибло более 60 человек. Эксперты по архитектуре начали говорить, что инженерная мысль во всем мире деградирует, что проектировщики слишком доверяют компьютерам и идут на рискованные конструкционные решения, а строители к тому же пытаются еще и сэкономить на материалах.
Далеко не всегда подобные несчастья влекли за собой страховые выплаты. Например, хотя «Трансвааль-Парк» и был застрахован, но компания РОСНО платить отказалась, поскольку ошибки проектировщиков не входили в число оговариваемых страховым договором стандартных рисков. Что касается трагедии в Пермском крае, то там, по имеющимся данным, после происшествия зарегистрирована единственная страховая выплата: жизнь одного из погибших детей была застрахована от несчастных случаев. О финансовой ответственности строителей и проектировщиков перед жертвами трагедии речи вообще пока не идет, хотя адвокаты потерпевших и пытаются получить что-то через суд.
«Ситуация с «Трансвааль-Парком» наглядно показала, какие проблемы могут возникнуть у людей, невольно пострадавших от ошибок и недоработок строителей, проектировщиков, поскольку никто не берет на себя ответственности за случившееся», – заявил президент страхового холдинга Prime Insurance Никита Исаев.
«Статистика аварий техногенного характера, происходивших в Москве в последние годы, – обрушение «Трансвааль-Парка» и недавнее обрушение кровли Бауманского рынка – свидетельствует о том, что помимо жесткого контроля над соблюдением норм строительства требуется комплексный подход к управлению рисками в строительстве, частью которого должно стать обязательное страхование ответственности строительных организаций, которое в комплексе с классическим страхованием строительно-монтажных работ, ответственности перед третьими лицами при проведении СМР и послепусковых гарантийных обязательств должно обеспечить качественную защиту строительных объектов», – отмечает и.о. начальника управления страхования промышленных и технических рисков ОАО «КапиталЪ Страхование» Денис Марков.
Выгоды и трудности
Вообще говоря, страхование ответственности строителей не является для России чем-то новым. Чаще всего этот вид страхования выступал в качестве составной части полисов комплексного страхования строительных рисков, страхующих одновременно строительные и монтажные работы, послепусковые гарантийные обязательства подрядчика, строительные машины и оборудование, грузоперевозки, а также работников компании – от несчастных случаев. Более того, несколько лет назад ныне упраздненный Госстрой попытался сделать страхование гражданской ответственности строителей обязательным условием продления строительных лицензий. Однако затем это условие было отменено. В 2004 году упразднили сам Госстрой, а в 2005-м был принят закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», по которому лицензиям в строительстве вообще осталось просуществовать чуть более года. В результате, по оценке специалистов, в России в целом страховой защитой обеспечивается не более 5 – 7% строительно-монтажных работ. Правда, в Москве и Санкт-Петербурге благодаря усилиям городских правительств этот процент выше – эксперты говорят о 80% крупных компаний. «Фактором, облегчающим введение этого вида страхования, является то, что ранее страхование ответственности при проведении строительно-монтажных работ было почти обязательным. Наличие полиса являлось необходимым условием получения лицензии или разрешения на проведение работ. Таким образом, потенциальные страхователи уже хорошо знакомы с этим видом услуг», – отмечает Андрей Языков из СГ «РАСО».
Общий объем выплат по страхованию ответственности строителей подсчитать трудно, но, по данным компании «Гефест», на сегодняшний день рынок страхования ответственности строителей составляет до 3 млрд руб. Учитывая, что согласно официальной статистике общий объем страхового рынка страны составляет примерно 490 млрд руб., на страхование ответственности строителей приходится не более 0,6% всех страховых взносов. Это вполне правдоподобно – учитывая, что, по данным страхового надзора, страхование ответственности составляет примерно 3,3% всех страховых сборов. Введение обязательного страхования увеличит доходы страховщиков в разы. Речь идет о появлении нового рынка объемом в 10 – 20 млрд руб.
Времени не хватает
Возникает вопрос: когда все-таки произойдет событие, которого «чает» все страховое сообщество? По оптимистическому сценарию закон о новом виде страхования могут подготовить до конца 2006 года, и, следовательно, новый страховой рынок возникнет уже в будущем году. Однако большинство специалистов уверены, что даже в случае получения поддержки государства в нынешнем году подготовить все необходимые документы не удастся. Одного закона мало: необходимо провести большую работу по изменению действующего законодательства – в частности, внести изменения в Градостроительный кодекс и в закон «Об архитектурной деятельности РФ». Необходимо подготовить для строительства технические регламенты, поскольку многие СНИПы и ГОСТы уже не отвечают современным требованиям и морально устарели. Между тем, как сообщил председатель правления Национального института технического регулирования Александр Рубцов, разработка техрегламентов для строительной отрасли находится пока в зачаточном состоянии. Наконец, нужно определить условия страхования, которые бы максимально соответствовали специфике строительной деятельности. По мнению Дениса Маркова из компании «КапиталЪ Страхование», для внедрения страхования ответственности строителей как обязательного недостаточно создания одной только правовой базы. Необходимо еще разработать единую тарифную и андеррайтерскую политику. Внедрение нового вида страхования с 2007 года Денис Марков назвал «довольно оптимистическим прогнозом». С ним согласен Андрей Языков из СГ «РАСО», заявивший, что введение закона в 2007 году «представляется маловероятным – особенно учитывая то, что уже более двух лет в России соблюдается своеобразный мораторий на введение новых видов обязательного страхования».
Зная нерасторопность наших правительственных чиновников и громоздкость системы бюрократических согласований, более основательно будет предположить, что нормативную базу изменят в рекордно короткие сроки, и наоборот, дату отмены лицензирования строительной деятельности передвинут на полгода, а то и на год. Дмитрий Мелехин, руководитель проекта Центра страхования ответственности РОСНО, считает: «Возможно, отмена лицензирования строительной деятельности будет перенесена на более поздний срок – по аналогии с оценочной и аудиторской деятельностью, отмена лицензирования которых планировалась с 1 января 2006 года, но в связи с тем, что не оказались подготовленными и принятыми изменения в соответствующие федеральные законы, была отложена до 1 июля 2006 года».