Top.Mail.Ru
мнения

Экологи назвали главные угрозы от пандемии

Фото: ТАСС Фото: ТАСС
Георгий Каваносян, эколог

Впервые за 60 лет вода в каналах Венеции стала настолько чистой, что туда вернулись лебеди. Гималаи стали видны из индийского города Джаландхар. А в Китае стало на 20 % больше ясных солнечных дней в году.

В период пандемии экологическое сообщество фиксирует не просто положительную, а по-настоящему уникальную динамику улучшения состояния окружающей среды в крупных агломерациях. Но называть вирус «очистительным» преждевременно.

«Коронавирус сделал для экологии больше, чем политики»

Вместе с остановкой промышленных предприятий и транспорта, снижением выбросов диоксида азота и углекислого газа в Европе, Китае и США на 30–40 % — наблюдается общее снижение смертности от так называемых экологических заболеваний. В исследовании стэнфордского профессора Маршалла Бурка приводятся цифры в 50–80 тыс. спасенных таким образом жизней в Китае, в том числе около 4 тыс. детей до пяти лет. Это примерно в 20–25 раз больше, чем вся смертность от коронавируса в Поднебесной за исследуемый период.

Норвежские ученые из Центра исследований климата CICERO провели аналогичные исследования и называют цифру в 50–100 тыс. человек, которые не умерли от респираторных, онкологических и других заболеваний с момента введения карантина. Иными словами, постулируется тезис о том, что «плохая» экология намного опаснее, чем текущая пандемия COVID-19.

Люди умирают в несколько раз чаще от работающей промышленности, электростанций и транспорта, а сегодня мы наблюдаем что-то вроде «очистительного» процесса.

Косвенных подтверждений этого поступает настолько много, что европейские экорадикалы уже назвали коронавирус лекарством, а людей — болезнью. Впрочем, большинство известных «зеленых» общественных организаций открестились от этого тезиса, но зато активно распространяют другой слоган: «Коронавирус сделал для экологии больше, чем политики».

И, казалось бы, есть чему порадоваться. В условиях падения экономических индексов и банкротств предприятий есть еще и природа, которая получила «время для передышки», и начала активно восстанавливаться от негативного антропогенного воздействия. Однако не стоит делать поспешных выводов. В экологии, как и в экономике, зачастую нужно немного «отдалиться» от исследуемого объекта и рассмотреть не только краткосрочные, но и более длительные закономерности и тенденции.

Маски и перчатки породили кризис с отходами

В первую очередь стоит заметить, что, несмотря на сокращение выбросов парниковых газов на 30–40 % в промышленно-нагруженных областях нашей планеты, общемировые концентрации углекислого газа в этом году все равно выросли. Показания метеостанции Мауна-Лоа на Гавайях в марте 2019 года зафиксировали концентрацию CO2 в 411,97 ppm, а в марте 2020 года — уже 414,50 ppm. Это означает, что локальное снижение выбросов пока никак не сказалось на общемировой эмиссии и ждать какого-то чудесного «очищения» не стоит.

Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) выяснил, что, с учетом мер по восстановлению экономики, в этом году общая эмиссия парниковых газов в Китае снизится только на 1 %. Это незначительная величина, и ни о каких 40 % в общегодовом исчислении речи идти не может.

Кроме того, в области по обращению с отходами назревает серьезный кризис, связанный с предметами личной гигиены.

Дело в том, что все эти одноразовые маски и перчатки относятся к медицинским отходам (в России к медицинским отходам класса Б). Это означает, что их надо специальным образом отбирать, сортировать и дезинфицировать. В настоящий момент ни у одной, даже самой развитой в области рециклинга страны, нет ни готовой инфраструктуры, ни готовых мощностей по утилизации такого количества масок, салфеток, перчаток и платков.

Во Франции, Италии и Германии из соображений гигиены власти приняли решение вовсе отказаться от раздельного сбора отходов на период пандемии. Это, в свою очередь, приведет к тому, что смешанные отходы будут свозиться напрямую на мусоросжигательные заводы, а значит — остановятся предприятия по сортировке и переработке отходов, промышленному производству товаров из вторсырья, а самое главное — будет нанесен значительный ущерб окружающей среде в районах европейских мусоросжигательных заводов. О циклической безотходной экономике, о которой мечтают сегодня все экологи развитых стран, придется забыть. По крайней мере до полного восстановления экономики после кризиса.

Зеленая энергетика считает потери

Любой экономический кризис — это всегда возврат к традиционной энергетике. Так называемый зеленый сектор может не досчитаться львиной доли инвестиций, а на восстановление до докризисного уровня уйдет лет пять, а то и десять. В сентябре 2008 года, в разгар предыдущего крупного экономического кризиса, компания VeraSun Energy понесла таким образом убытки в 103 млн $. Акции Pacific Ethanol Inc., в которые вложил деньги Билл Гейтс, к сентябрю упали на 91 % относительно начала 2008 года. Сегодня страны одна за одной сворачивают свои «зеленые» проекты, и какие-то промежуточные итоги в этой отрасли можно будет подвести только ближе к концу года. Но уже сейчас понятно, что ситуация в «зеленой» энергетике на грани катастрофы.

Страны одна за одной сворачивают свои экологические программы, направленные на ограничения парниковых выбросов, выходят из международных договоров, пытаются освободить свою промышленность от любых обязательств, которые могут в будущем затормозить восстановление национальных экономик.

Так, например, Польша просит исключить ее из европейской системы контроля за выбросами, Китай смягчает свои экологические стандарты, а Соединенные Штаты вливают в экономику 2 трлн долларов вообще без каких-либо экологических требований. Ситуация такая же, как и в области по обращению с отходами: об экологии начнут думать только после полного восстановления мировой экономики.

После того, как закончится карантин по всему миру, заработает мировая торговля, промышленность будет загружена заказами, а по дорогам поедет автотранспорт — мир получит повышенные уровни эмиссии парниковых газов, по сравнению с докризисными уровнями. Страны будут гнаться за упущенной экономической выгодой, без оглядки на экологию, и очень быстро побьют свои же рекорды как по выбросам, так и по смертности от так называемых экологических заболеваний.

Вся эта эйфория по поводу того, что каналы в Венеции очистились, а на улицы Сантьяго прибежали пумы, пройдет сразу после отмены карантина у самых крупных игроков мировой экономики.

Еще по теме