Экономический ГУЛАГ

Фондовый индекс достиг рекордных значений. Налицо вторичный половой признак экономического бума. Что это значит?

Вот если на человеке растет борода, то, скорее всего, это мужчина. Но есть небольшая вероятность того, что это женщина. В таком случае это урод. Есть основания полагать, что мы имеем дело со вторым случаем. При том что на рынке корпоративных акций страшный бум и цены растут сумасшедшими темпами, его объемы не внушают уважения. Примерно половина того, что было до катастрофы. Хочется спросить, отчего же это рынок такой маленький, если он такой хороший?

В связи со всем этим уместно вспомнить о счетах типа "С" для нерезидентов. По некоторым данным, на них находится около 20 млрд замороженных рублей - почти $1 млрд, которые нерезиденты не могут вывезти из страны. У нас теперь озабочены тем, как бы заставить эти деньги работать на российскую экономику.

Мотив государства и придумывателей различных схем понятен. Они хотят превратить эти деньги в различные инвестиционные фонды или банки. Зачастую отдельные представители нерезидентов с плохо скрываемым отвращением подыгрывают этим идеям, поскольку их интерес заключается в том, чтобы с минимальными издержками под каким-нибудь предлогом эти деньги вывезти. Однако надо сказать, что этот рынок каторжный. Бурно растущая российская посткризисная экономика представляет собой охраняемую резервацию. И поскольку людям деваться оттуда все равно некуда, они вынуждены разыгрывать подконвойный рост и подконвойную активность в ожидании призрачных перспектив.

Начнем с того, что этих денег, конечно, нет в природе. Наше государство их просто проиграло в известные игры, но, поскольку как-то надо расплачиваться, оно оформило их как долг. Деньги эти не с чего отдавать, они просто нарисованы. $1 млрд отступного. В принципе чистая эмиссия. Но отложенная, поскольку никто не может этих денег получить и все заняты процессом их освобождения из-под конвоя.

По логике, во что бы деньги нерезидентов не вкладывались - в облигации ли, в акции российских предприятий или инвестиционные структуры, - имеется в виду, что рано или поздно "пахан" помрет, наступит амнистия и всех отпустят. То есть это мера временная. Поэтому поведение игроков на рынке, которые пытаются эти "законвоированные" деньги каким-то образом использовать "на благо России", определяется исключительно этим фактором. Даже если какие-то средства поступят на рынок акций или облигаций и поднимут на нем цены, не стоит рассчитывать на то, что этот рост будет долгим. Из ничего ничто не появляется, и можно предположить, что через некоторое время стоимость акций, облигаций и всех инвестиций опустится на ту самую величину, на которую она поднялась. А может быть, и больше. Потому что, когда случается побег, бежать из тюрьмы могут и те, кто не рыл подкоп и не проносил напильники. Как это обычно и бывает в популярных фильмах, всегда кто-нибудь присоединится.

Сама по себе злорадная идея запереть средства иностранцев на российском рынке, не пускать их обратно и думать, что сейчас за счет этого начнется привлечение иностранных инвестиций в Россию, - затея идиотская. Задача должна быть другая: привлечь капитал в страну. У нас же задача - не выпустить. Сам факт невыпускания является самым крупным стимулом к тому, чтобы капитал убегал. Никто под конвоем работать и инвестировать не будет. Нерезиденты должны потратить 50%, чтобы эти деньги освободить и вывезти. Ну возьмите у них дисконт 50% и отпустите их! Это будет иметь колоссальное позитивное влияние на экономическую атмосферу в стране.

Дело вовсе не в счетах типа "С". Просто такова посткризисная модель экономического поведения власти. Больной продолжает наслаждаться извращениями, вместо того чтобы от них избавляться. В итоге это дурно влияет на здоровье, общественную нравственность, а также на имидж извращающегося. Над всем нашим экономическим ростом довлеет идея искусственности и законвоированности.

Валютный рынок, к примеру, стабилизируется не потому, что рубль вдруг стал таким стабильным, а потому, что создано огромное количество препятствий. Понятно, некоторые меры технически необходимы, чтобы при слабых возможностях регулирования, при слабых ресурсах и резервах в максимальной степени оградить себя от спекулятивных порывов участников рынка. Но, вместо того чтобы пользоваться этими механизмами временно, у властей наступает страшная эйфория, радость. Это свойственно всем структурам: Минфину, Центробанку, правительству. В итоге эти временные меры становятся не просто техническими, а самодостаточными. Типичный случай наслаждения извращениями.

Из этого ничего не вырастет. Нынешняя гармония существует внутри экономических ГУЛАГов. И в момент когда выйдет указ о том, что все свободны, вся эта экономика рухнет. В связи с этим указ, дарующий всем свободу, будет откладываться, никаких нормальных инвестиций не появится и всегда будет существовать одна проблема - не как привлечь деньги, а как избежать их оттока. Под лозунгом борьбы с бегством капитала осуществляется устойчивая политика сопротивления притоку иностранных инвестиций в российскую экономику.