Top.Mail.Ru
рынки

Экономика Москвы испытывает дефицит кадров

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Августовский показатель безработицы в Москве — 0,5% — рекордно низкий с апреля 2020 года. По мнению экспертов, это свидетельство восстановления мегаполиса, сервисная экономика которого ощутила наиболее серьезный удар пандемии. Рынок труда спасли «цифра», помощь города и как это ни странно, лотереи.

Вакансий больше, чем до пандемии

На сегодняшний день в службе занятости столицы открыты свыше 390 тысяч вакансий. В то же время безработными в настоящее время числятся 39,9 тысячи человек. Как отмечает вице-мэр столицы Владимир Ефимов, с начала 2021 года показатель зарегистрированной безработицы идет вниз: за восемь месяцев он «потерял» 0,77 процентного пункта, т.е. работу нашли около 59 тысяч человек.

Еще 97,6 тысячи человек, по оценке Владимира Ефимова, находятся в режиме неполного рабочего дня и в отпусках без сохранения зарплаты. Однако это число тоже сокращается — с начала 2021 года оно снизилось на 9,6 процента.

Отраслями-лидерами в столице по привлечению новых сотрудников власти называют IT, здравоохранение, ритейл и строительство.

При этом власти отмечают, что уровень напряженности на рынке квалифицированного труда ниже даже допандемийных показателей.

Пандемия коронавируса и противоэпидемические ограничения наиболее сильно ударили по рынку труда крупнейших мировых агломераций, в структуре занятости в которых преобладает сфера услуг, высок уровень неполной и частичной занятости. Москва не стала исключением.

«Целые отрасли были вынуждены замораживать свою деятельность, — подчеркивает президент МТПП Владимир Платонов. — Однако, если взглянуть на весь период пандемии, то Москва на протяжении всего этого времени имела самый низкий уровень безработицы среди мегаполисов мира. Это результат профессионально рассчитанных мер социальной поддержки и помощи малому и среднему бизнесу, включивших эффективные программы поддержки рынка труда».

Сохранение низкого уровня безработицы и стабильной социальной ситуации стало одной из ключевых задач городской экономической политики, на этом были сфокусированы пять пакетов городской помощи МСБ.

На сохранение занятости были направлены как меры прямой городской помощи малому и среднему бизнесу (выдача 14 видов субсидий, грантов, кредитные гарантии), так и меры косвенной поддержки (отсрочки по налогам и арендным платежам). Кроме того, в качестве стимулирующего мероприятия Владимир Платонов приводит общегородские программы субсидирования потребительского спроса под общим названием «Миллион призов», которые проводила Московская ТПП совместно с бизнес-сообществом и правительством Москвы.

«Помимо очевидных социальных функций (например, стимулирование вакцинации возрастных горожан), эти программы каждый раз обеспечивали поступление дополнительных миллиардов рублей как раз в наиболее пострадавшую сервисную сферу столицы, давая возможность предприятиям общепита, торговли, службы быта удержаться на плаву и сохранить персонал», — рассказал журналу «Компания» Владимир Платонов.

Как изменился кадровый рынок

По мнению сопредседателя московской «Деловой России», президента ГК ZENDEN Андрея Павлова, этот кризис в корне отличался от всех предыдущих, что затрудняло любое прогнозирование ситуации. Это привело к тому, что активность на сайтах поиска работы упала почти на 40%, что крайне нетипично, люди словно выжидали, пытаясь понять, что будет дальше.

Оживление же рынка труда он считает свидетельством того, что московский бизнес выжил, в том числе благодаря огромным усилиям столичного правительства.

Однако сейчас, как отмечают эксперты, перед бизнесом и властью встали новые вызовы.

«Реальность за это время поменялась кардинально. На демографическую яму в России наложился массовый отток трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья (минус 1,5 миллиона за 2020 год), а в случае Москвы — отток внутренних трудовых мигрантов из соседних регионов. Сейчас укомплектованность штата розницы ZENDEN составляет 92% — это низкий показатель. Для сравнения: до пандемии было в среднем 96%», — приводит пример Андрей Павлов.

Как показывает статистика, в июне 2021 года, по сравнению с июнем 2020, количество вакансий в стране выросло на 77%. В мае рост был ещё больше: на 130% по сравнению с маем 2020-го. Всё это явно говорит о том, что динамика есть, рынок труда оживает. Но это не говорит о быстром закрытии вакансий.

«Если до пандемии средний срок закрытия офисных позиций составлял 20-25 дней, то сейчас поиск сотрудников может растянуться и на 3 месяца. Сегодня соискатели более осторожны в выборе работы, они больше сомневаются и не принимают поспешных решений. При равных условиях труда кандидат скорее останется на прежнем месте работы, нежели рискнет и сменит компанию. Сейчас предложение действительно должно быть более привлекательным», — подчеркивает Андрей Павлов.

То, что на рынке труда начинается время соискателя, не единственное изменение последних полутора лет.

Очевидна структурная перестройка кадровой отрасли. В российской столице еще до пандемии начался резкий рост дистанционных услуг, онлайн-стартапов и интернет-сервисов, приобретший с наступлением «удаленки» просто взрывной характер.

«Здесь Москва использовала уникальное конкурентное преимущество, которого сегодня, пожалуй, нет ни у одного города мира. Москва — мировой лидер цифровизации. Созданная за последние годы московская комплексная цифровая экосистема как новый формат коммуникации жителей с городом позволила быстро перевести в виртуальный формат множество ранее казавшихся исключительно офлайновыми работ и услуг», — уверен Владимир Платонов.