Экономика патриотизма
Странный восторг многих граждан России по поводу того, как американцы завязли в войне и что не такие уж они и великие, объясняется несколькими причинами. Первая – наше традиционное злорадство: «Видали – мол, не все коту масленица!» Вторая – несколько более печальная: совершенное непонимание собственных реальных интересов, происходящее от постепенно исчезающей привычки думать и анализировать последствия. И соответственно неспособность как-то идентифицировать себя и свои личные интересы в настоящем, а не телевизионно-виртуальном пространстве. Возможно, что такое стремление к приоритету жеста над мыслью есть логичное следствие происходящей в последние годы чрезмерной централизации власти в государстве российском. Со всем устоявшимся разделением властей и еще более устоявшейся выборной системой. Понятно, что если от тебя уже ничего не зависит, то и думать-то особенно не о чем и незачем.
И вот каждый новый день преподносит еще один повод для тихой внутренней радости – опять у Америки не все слава Богу. Сегодня можно потешить себя тем, что высокотехнологичное оружие «made in USA» оказалось эффективным не в той степени, в какой это предполагали высокие затраты на его разработку и освоение. Разнообразные комментаторы российских телеканалов и газетные обозреватели в один голос констатируют: наше, российское, получше будет и понадежнее, особенно противоракетные комплексы. Возможно, это и так. Но сравнивать результат на выходе, полученный в боевых условиях (с учетом насыщенности, конфигурации и уровня противостоящей военной техники, метеоусловий и т.д.), с результатами полигонных испытаний не совсем корректно. А касательно надежности – всякому известно, что приемник из трех ламп всегда надежнее сложного транзисторного, а знаменитые старые катушечные магнитофоны типа «Днепр – 14А» невозможно было вывести из строя без помощи бронетанковой техники. Есть и еще как минимум два обстоятельства, без которых сравнение новых разработок будет неполным. Во-первых, это позиция разработки на рынке вооружений. Сколько покупают ваших изделий и сколько их аналогов – у конкурентов. Если у конкурентов покупают больше – неважно, в силу каких причин – характеристика, цена, система комплектации, долгосрочные связи, сложившийся парк, политические соображения – значит, заявление о том, что наше лучше – глубоко внутреннее и экспорту не подлежит. Вроде объяснений главного тренера российской футбольной сборной Валерия Газзаева по поводу «блестящей» игры против албанской команды. То есть мы, конечно, сильнее, но вот некие высшие силы не дают истине явиться трепетному миру. Второе неучтенное обстоятельство еще важнее, тем более потому, что у российских разработчиков и конструкторов вооружений тоже есть, чем гордиться. Речь идет о получении и использовании за пределами военного производства новых открытий, технологий и материалов, родившихся в процессе разработки новых видов вооружений. И здесь, признаемся прямо, Россия уж точно не лидирует, поскольку, скажем, сковорода с антипригарным покрытием или некоторые типы дачных обогревателей не в полной мере отражают действительно серьезные результаты многолетних изысканий российских ученых в области, например, термоизоляции и керамики для обеспечения космических полетов. С этой колокольни можно несколько по-иному посмотреть на объявленные неудачными, с точки зрения специалистов, правда, неамериканских, применяющиеся войсками коалиции ракетно-бомбовые средства. Проще говоря, сейчас в условиях, не просто близких к реальным – в условиях военных баталий идет проверка и отработка нового поколения вооружений. И по результатам конкретного применения будут, безусловно (поскольку это Америка), сделаны соответствующие выводы. И дальше начнется, и без сомненья незамедлительно, работа над ошибками. То есть усовершенствование, модернизация, а если необходимо, то и переход на новый тип вооружений. Из чего следует, и это никакой не бином Ньютона, что конкурентоспособность этого оружия вырастет еще больше, поскольку оно станет еще более современным и совершенным. И это, что еще важнее, опять-таки даст экономике новые технологии и материалы. Понятно, что не только во имя демократии воюет американское оружие, но и во имя американской экономики. А битва за укрепление и процветание собственной экономики и есть высшая форма патриотизма.