Экономисты предложили размещать средства ФНБ в рублях под проценты. Однако у такой схемы есть опасность
Экономисты предложили новую концепцию бюджетного правила. Вместо накопления избыточных нефтегазовых доходов в иностранной валюте рекомендуется перейти на рубли. Это должно привести к более быстрому росту объема средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет начисления процентов на депозитах Центробанка, уверяют они.
От теории к практике
Накопление избыточных нефтегазовых доходов в рублях позволит приумножить средства ФНБ больше, чем их размещение в иностранных валютах за счет начисления процентов на депозитах Банка России. Такую концепцию бюджетного правила представил на прошлой неделе Вадим Грищенко из департамента исследований и прогнозирования ЦБ в рамках Ясинской (Апрельской) международной научной конференции в НИУ ВШЭ. В качестве соавторов выступили Григорий Жирнов (ВШЭ) и Василий Ткачев (МГИМО).
«Чтобы сберечь средства, сохранить их платежеспособность, необязательно их размещать в иностранной валюте», — считает Грищенко.
Минфин получает нефтегазовые доходы в рублях. Речь идет о собираемых с сектора налогах и таможенных пошлинах. Авторы альтернативной концепции бюджетного правила предлагают не переводить эти сборы в иностранную валюту. По их подсчетам, размещение средств ФНБ в рублях на депозитах Центробанка позволит к 2040 году достичь размера фонда примерно на пять миллиардов рублей большего, чем при действующей конфигурации правила.
Бюджетное правило (англ. яз. fiscal rule) — ограничение каких-либо бюджетных показателей. В России этот механизм регулирует распределение нефтегазовых доходов и ограничивает дефицит бюджета. Основная задача заключается в снижении влияния сырьевых цен на экономику страны и курс рубля.
В рамках бюджетного правила власти определяют уровень цен на сырье, на который ориентируются при планировании госбюджета. Его называют ценой отсечения. Если стоимость экспортной нефти оказывается выше этого уровня, то из излишков формируют государственные накопления. Если бюджету не хватает средств от экспорта сырья, власти берут деньги из накоплений.
Формула предельных расходов бюджета, представленная Грищенко, концептуально не отличается от действующей. Главное различие заключается в том, что накапливаемые в ФНБ средства предлагается размещать на депозитах ЦБ в рублях под процент, равный ключевой ставке. Он будет начисляться до тех пор, пока ликвидная часть фонда не достигнет предельного объема в 10% ВВП. Сейчас она составляет 4,5% ВВП. Функцию сглаживания изменений валютного курса из-за прекращения операций с валютой Минфином и ЦБ возьмет на себя частный сектор, следует из предложения Грищенко и соавторов.
«Такая накачка денежной массы может привести к излишнему укреплению курса рубля. Многие страны, в том числе Россия, через такое проходили. Это называется “голландская болезнь”», — рассказал «Компании» о рисках применения подобного механизма на практике доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Более того, в настоящий момент крупные российские банки не испытывают недостатка ликвидности, продолжил эксперт. «Они и так уже рассылают СМС с предложением о кредитах по довольно низким ставкам. Население, в свою очередь, продолжает исповедовать сберегательную модель — люди сейчас не расположены к тратам, в том числе к кредитам. Возникает вопрос: в какие тогда банки ЦБ переводить рублевые депозиты?» — рассуждает Кричевский.
В Минфине инициативу Грищенко не поддержали. На запрос, допускает ли министерство введение такой модификации бюджетного правила, в ведомстве ответили: «Такой вопрос не обсуждается».
Новый год — новые правила
В январе 2023 года после годового перерыва в России снова заработало бюджетное правило. Это уже его пятая версия за последние 20 лет (механизм появился в стране в 2004-м).
Согласно последней конфигурации бюджетного правила, Минфин рассчитывает базовый уровень нефтегазовых доходов каждый месяц. Если фактические доходы превышают цену отсечения, то на излишек ЦБ покупает дружественную валюту и направляет ее в резервы. Если наоборот, то валюта из ФНБ конвертируется в рубли. При этом до 60% средств фонда могут храниться в юанях, до 40% — в золоте. Ранее доли юаня и золота составляли 30% и 20% соответственно.
«По существующему закону ФНБ будет пополняться после того, как баррель будет превышать 70 долларов, а у нас потолок — 60 долларов за баррель. То есть формально у правительства и ЦБ сейчас нет никаких законных оснований переводить получаемые средства в иностранную валюту или золото», — комментирует Кричевский.
Однако о пополнении ФНБ сейчас речи не идет. В марте отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема составило 39 миллиардов рублей. Таким образом, на продажу иностранной валюты в период с 7 апреля по 5 мая будет направлено 74,6 миллиарда. В апреле Минфин ожидает недополучения на сумму 113,6 миллиарда рублей.