Top.Mail.Ru
lifestyle

Экскурсия в ледниковый период

Фото: Kerstin Langenberger / imageBROKER.com / Global Look Press Фото: Kerstin Langenberger / imageBROKER.com / Global Look Press

Легендарный архипелаг Шпицберген вскоре может стать более доступным для российских туристов благодаря регулярному морскому сообщению, а стоимость посещения может стать сопоставима с посещением Таиланда либо Турции. Как сейчас можно попасть на «Острые горы» и чем северные острова привлекают туристов, разбиралась «Компания». 

Как попасть на Шпицберген

Группа островов в тысяче километров от Северного полюса была нанесена на карты и получила название Шпицберген («Острые горы») в конце XVI века, хотя охотники и рыболовы знали острова и раньше. Русским названием Шпицбергена было Грумант, в Норвегии же архипелаг известен как Свальбард («Холодные берега»).

С 1920 года эти северные острова окончательно перешли под суверенитет Норвегии, но государства — участники Шпицбергенского трактата получили равные права на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. Изначально договор о Шпицбергене был подписан Великобританией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией, с 1935 года к ним присоединился и СССР. В наши дни в числе участников договора — 46 государств, но активную деятельность на архипелаге ведут лишь Норвегия и РФ. Головная российская организация на Шпицбергене — государственный трест «Арктикуголь».

На архипелаге, куда когда-то заходили китобои, а затем стали добывать уголь, сейчас также ведутся научные исследования, а с конца прошлого века начало развиваться и туристическое направление.

ШпицбергенФото: Stefan Auth / imageBROKER.com / Global Look Press

Дорога на архипелаг зависит от погоды и занимает от двух до четырех суток. Маршрут, которым обычно пользуются путешественники, пролегает через материковую Норвегию. Чтобы попасть в поселки российского присутствия на архипелаге, надо долететь до Мурманска, доехать до МАПП «Борисоглебск», пересечь границу в норвежском пункте пропуска «Стурскуг» и доехать до норвежского аэропорта Киркенес, откуда добраться по воздуху в город Тромсе, а оттуда — в расположенный на архипелаге поселок Лонгйир. В российские поселки пассажиров доставляют уже на транспорте треста «Арктикуголь» — вертолете, катере, лодках, снегоходах.

Маршрут не самый простой, так что уже несколько лет обсуждается возможность запуска чартера для туристов. По состоянию на начало марта вопрос «находится в проработке», сообщили «Компании» в «Арктикугле». Не исключено, что в ближайшее время появятся и новые морские маршруты.

Поскольку наиболее распространенный маршрут сейчас проходит через норвежскую территорию, нужна виза, причем получить ее российским туристам непросто. Вероятность попасть на Шпицберген выше у обладателей «шенгена». При упрощении логистики путешественники смогут проходить паспортный контроль непосредственно на архипелаге, поясняют в компании.

Цена вопроса

Стоимость туров в Центре арктического туризма «Грумант», входящего в состав треста «Арктикуголь», зависит от сезона. Летом речь идет о ценах от 123 тыс. до 277 тыс. рублей на человека, а зимой — от 93 тыс. до 369 тыс. рублей. Для детей предусмотрена скидка в 20%. Продолжительность туров — от 3 до 7 дней. 

Возможно и самостоятельное посещение архипелага, но стоимость подобного путешествия может быть выше, утверждают в компании.

ШпицбергенФото: Olaf Krüger / imageBROKER.com / Global Look Press

Стоимость билетов на архипелаг составляет 70–100 тысяч рублей в обе стороны и со всеми пересадками. При самостоятельном заселении двухместный номер отеля «Баренцбург» обойдется в 1,4–2,2 тыс. норвежских крон в сутки (одна норвежская крона равна примерно 9 рублям). В хостеле «Помор» стоимость номеров ниже: 800 норвежских крон — за двухместный и 900 — за трехместный.

Еще один отель в бывшем шахтерском поселке Пирамида сохраняет интерьеры советской эпохи, но обещает современный комфорт. Здесь суточное пребывание оценивается минимум в две тысячи норвежских крон.

В российских поселках доступна оплата отечественными и зарубежными банковскими картами.

«До пандемии туристический поток был значительно больше, чем сейчас. Однако сегодня по уровню продаж туров мы уже приближаемся к 2019 году. Это является хорошим показателем. Основная часть туристов — жители Европы и Америки. Мы также стремимся привлекать и туристов из России. Спрос на Шпицберген в нашей стране в настоящее время растет. Конечно, из-за логистических трудностей россиян непросто привезти на архипелаг, но запросы есть», — рассказывают в тресте.

Что привлекает странников

Летом Шпицберген встречает буйством красок — цветут полярные маки и камнеломки, другие северные цветы. Фауна представлена китами и дельфинами, белухами и моржами. Зимой Шпицберген превращается в белоснежную пустыню — путешественников привлекают покрытый снегом бескрайний ландшафт и снегоходные туры.

Особой физической подготовки для путешествия на Шпицберген обычно не требуется. Но есть и свои ограничения: например, участие в снегоходных турах могут принимать туристы старше 12 лет, а пилот должен быть совершеннолетним. Еще одно пожелание из категории «обязательных рекомендаций» — водительское удостоверение у всех участников тура.

Пирамида, ШпицбергенФото: Stefan Auth / imageBROKER.com / Global Look Press

Благодаря вечной мерзлоте в российских поселках в первозданном виде сохранились исторические постройки. Особенно это актуально для заброшенного шахтерского поселка Пирамида, хранящего атмосферу 70–80-х годов.

Летом возможны более сложные маршруты для бывалых путешественников.

Жизнь в ритме архипелага

«Кажется, что жизнь здесь медленнее, чем на материке, и более размеренная. Нет никакой спешки. Не нужно скорее собираться на работу или еще куда-то, боясь, что автобус уедет. Здесь все рядом. Дорога до офиса занимает не более 10 минут пешком. А если планируется поездка в другой поселок, то опаздывающих подождут», — так рассказывают о жизни на Шпицбергене. 

Для туристов, посещающих архипелаг всего на несколько дней, жизнь может быть менее размеренная.

В Баренцбурге можно прогуляться к подножию горы Олаф, на мысы Финнесет или Хеер, отправиться в тур на каяках в окрестностях Грёнфьорда. Доступны велопрогулки, рыбалка, экскурсии по поселку или шахте, визит на хаски-ферму.

Баренцбург, ШпицбергенФото: Stefan Auth / imageBROKER.com / Global Look Press

В здании бывшего консульства СССР расположен музейно-выставочный комплекс Art Arctic Gallery. Здесь можно узнать историю освоения Арктики, познакомиться с поморским бытом XVI века, увидеть окаменелости ихтиозавра, а также образцы минералов и горных пород.

В бывшем шахтерском поселке Пирамида организуют велосипедные туры и туры на каяках. Здесь царит атмосфера советского времени. На сохранившемся кинопроекторе можно посмотреть фильмы прошлого столетия, посетить проекционную и фильмохранилище, а также другие достопримечательности былой эпохи.

Сопровождающие туристов гиды вооружены. Без ружья находиться за пределами действующих поселков нельзя — возможны встречи с белыми медведями. Их тут раза в полтора больше, чем людей.

Мечта о приключении

«В Мурманске уже есть инфраструктура для развития и морских, и авиамаршрутов до Шпицбергена. Если появятся чартеры или регулярные морские рейсы, это могло бы стать одной из точек на арктическом маршруте для российских и иностранных туристов, у которых традиционно пользуются популярностью красоты Русского Севера — побережье Баренцева моря, возможность увидеть северное сияние и невероятную природу», — отмечают в проектном офисе ООО «ПроГород» (группа ВЭБ).

Как показал проведенный организацией социологический опрос, Арктика — одно из пяти «направлений мечты» для россиян. Путешественникам, которым интересна Арктика, интересен и Шпицберген. 

Белые медведи, ШпицбергенФото: AGAMI/C. van Rijswijk/Global Look Press

«Это невероятные пейзажи, океан, фьорды, ледники, возможность наблюдения за китами и белыми медведями и, что немаловажно, безвизовый режим для россиян. Конечно, это не массовая история, но очень интересное направление для так называемого приключенческого туризма. Мы, со своей стороны, обязательно будем учитывать это туристическое направление при разработке турсхемы “Русский Север и Арктика”, в которую входит регион и которая будет завершена к концу 2024 года», — говорит руководитель проектного офиса Ксения Титова.