Экспатам пора домой
Это произошло как-то незаметно. Боссы международных корпораций, сидящие в своих лондонских и брюссельских офисах, теперь предпочитают покупать российское. Речь пока идет не о продуктах, а о кадрах. Отечественных менеджеров все чаще ставят на первые посты в московских офисах западных компаний.
Примеров только за последнее время набирается не меньше десятка. В Intel, Mars, Oracle и Seagram еще год-два назад считали, что россиянам нечего делать в креслах генеральных директоров. Конечно, иностранцы не высказывались об этом вслух. Но факты говорили сами за себя: нашего соотечественника в кресле босса представительства зарубежной корпорации почти невозможно было найти.
Теперь в Москве формируется целая прослойка топ-менеджеров западных компаний с российскими паспортами. "Покупая" их, иностранные работодатели дают им тот же объем полномочий, который был у предшественников-экспатов. Без всяких скидок на национальность.
Во всем мире мультинациональные компании при открытии своих представительств и дочерних предприятий, как правило, сажают на них local executives - топ-менеджеров из "местных". В России до недавнего они поступали по-другому. На руководящие должности назначали экспатов - по той причине, что местных, способных управлять "дочками", просто не было. Теперь они есть.
Действуй глобально, назначай "локальных"
Былое недоверие иностранных боссов к россиянам породило в среде наших соотечественников, мечтающих о блестящей менеджерской карьере, устойчивое представление о недоступности для них "топовых" должностей. Хотя уже в середине 90-х некоторые компании, причисляемые на Западе к самым продвинутым по части корпоративной культуры, начали менять экспатов на россиян. Примеры тех лет: назначение Ольги Дергуновой генеральным директором российского Microsoft и Игоря Савельева - генеральным менеджером представительства Wrigley.
За последний же год радикальные кадровые перемены в представительствах зарубежных компаний стали происходить настолько часто (мы уже рассказывали об Александре Изосимове из Mars, Борисе Щербакове из Oracle, Алексее Наволокине из Intel), что впору говорить о тенденции, об изменении отношения иностранных боссов к менеджерскому потенциалу наших соотечественников. Сенсации здесь нет. Просто российский бизнес повзрослел, местные менеджеры набрались опыта, и достойных кандидатов для иностранных компаний стало больше. Если вместо экспата приглашают россиянина, значит, его знания и способности соответствуют "западным стандартам".
Самый свежий пример - Lucent Technologies, одна из крупнейших телекоммуникационных компаний мира. Должность генерального директора представительства компании с июля занимает россиянин Дмитрий Каменский. "Почему мы решили, что на этот пост следует назначить российского менеджера? - говорит Рейн Зволсман, вице-президент Lucent Technologies по Европе и Ближнему Востоку. - Потому что у нас есть Дмитрий Каменский, который умело сочетает превосходное владение приемами западного менеджмента с глубоким пониманием особенностей российского рынка связи".
Судя по назначениям последнего времени, достойный кандидат для иностранных компаний - это менеджер как минимум с пятилетним стажем работы, причем необязательно в той компании, которая приглашает его на должность генерального управляющего. Для нанимателя гарантией успешности кандидата является его быстрый должностной и профессиональный рост за предыдущий период его карьеры (причем начиная с рядовых позиций).
Так, Александр Изосимов, в июне прошлого года назначенный генеральным директором российского Mars, свою карьеру начинал в 1991 году младшим консультантом в McKinsey&Co; в Mars он поначалу был менеджером по бизнес-планированию.
Алексей Хижняк, с июля 1999 года возглавляющий российский филиал фармацевтической Boots Healthcare, ранее работал в Johnson & Johnson, где за пять лет вырос из торгового представителя в сейлз-директора.
Схожая карьера у Андрея Осипова, в мае этого года возглавившего представительство алкогольной Seagram и ее дочернюю компанию "Мастер Дистрибуторс"; в 1994 году он начал работать торговым представителем в International Distillers&Vintners (UDV), где через четыре года получил должность коммерческого директора представительства.
Дмитрий Каменский до Lucent Technologies, где его первой должностью был пост технического директора, почти семь лет руководил продажами в компании - дистрибуторе техники AT&T.
У директора-россиянина, догнавшего своих западных коллег по уровню практической подготовки, есть неоспоримое преимущество по сравнению с ними - лучшее знание местного рынка, а следовательно, большая оперативность и точность принимаемых решений. К тому же своим нанимателям он "обойдется" значительно дешевле (экспату оплачивают не только его труд, но еще и аренду квартиры, переезд семьи, обучение детей и так далее).
Меркантильные соображения у иностранных боссов, впрочем, стоят на последнем месте: им действительно нужны в России полноценные генеральные управляющие, которые могли бы двигать вперед бизнес компаний. Иначе как объяснить кадровые перестановки в некоторых представительствах именно в те моменты, когда в самих компаниях происходят перемены в мировом масштабе?
Например, Алексей Наволокин был назначен генеральным менеджером Intel по России и СНГ как раз в то время (март 2000 года), когда корпорация объявила об изменении стратегии развития и концентрации усилий на разработке и продвижении Интернет-технологий (карьеру в корпорации он начинал простым специалистом по прямым продажам).
Другой пример - назначение Дмитрия Иванникова гендиректором представительства Avaya Communication, компании, недавно отделившейся от Lucent Technologies с целью специализации на корпоративном секторе. (За плечами у Иванникова работа в IBM - от менеджера по продажам до начальника отдела маркетинга - и в самой Lucent.)
Какие ваши полномочия
Как они работают на нас
Интерес отечественных предпринимателей к иностранным топ-менеджерам возник несколько раньше, чем доверие иностранных боссов к российским наемным директорам.
Директора-россияне получают тот же объем полномочий и ту же степень самостоятельности в принятии решений, что и их иностранные предшественники, и это также свидетельствует о том, что их потенциал оценивается на равных с экспатами.
Одними из первых зарубежных граждан на ключевые должности начали привлекать банки. Началось это в середине семидесятых.
Лидером по привлечению иностранных менеджеров, безусловно, является Альфа-банк. Очевидно, руководители "Альфы" приобрели немало знакомых среди западных финансистов, когда готовились к аукциону по "Связьинвесту", ТНК и прочим приватизационным сделкам. Известно ведь, что, например, банк Credit Suisse First Boston довольно активно участвовал в российской приватизации. А именно московское отделение CSFB возглавлял с 1995 по 1998 год Алекс Кнастер, назначенный впоследствии главным управляющим директором Альфа-банка.
После кризиса 1998-го CSFB существенно ограничил свои российские операции. И Кнастеру стало тесновато.
С другой стороны, Альфа-банку, имеющему определенную задолженность перед нерезидентами, нужны были авторитетные специалисты, способные говорить с западниками на их языке.
Помимо CSFB в послужном списке Кнастера была работа в московском офисе Deutsche Morgan Grenfell, должность управляющего директора в нью-йоркском и лондонском офисах Bankers Trust, а также восемь лет (с 1985-го по 1993-й) "партнерства" в хьюстонской Simmons&Co International.
Впрочем, Кнастер был отнюдь не первый иностранец, пришедший в "Альфу". С 1997 года в банке работал на подобающей должности начальника отдела финансовых институтов и коротношений со странами ближнего зарубежья Макс Топпер. До "Альфы" Топпер представлял в России интересы Republic National Bank of New-York. А еще раньше, в 1994 - 1995 годах, руководил в BSD International научно-исследовательским проектом в области телекоммуникаций. Видимо, в "альфовских" телодвижениях по направлению к "Связьинвесту" Топпер играл не последнюю роль.
Еще раньше Кнастера обосновался в Альфа-банке Тейо Панкко. Выходец из финской Lemminkainen Панкко до прихода в банк был финансовым директором компании "Альфа-Капитал". В Альфа-банке же Панкко возглавляет казначейство.
Послекризисная экспансия "Альфы" не могла не отразиться и на кадровых аппетитах банка. Уже в феврале этого года Михаил Фридман и Петр Авен пригласили на должность директора по информационным технологиям Джона Хогана. В отличие от других "альфовских" иностранцев Хоган до этого практически не работал в России. 17 последних лет он работал в MITRE Corporation, занимаясь организацией базы данных и сетевыми проектами. Правда, круг задач Хогана таков, что ему необязательно быть знакомым с колоритом страны пребывания. Hi-tech интернационален.
Зато Доминику Гуалтиери, возглавившему в мае управление рынков и акций, в принципе неплохо бы разбираться в российской специфике. Впрочем, этого у него не отнять. Непосредственно перед приходом в "Альфу" Гуалтиери исполнял обязанности управляющего директора группы компаний Templeton Asset Management в Южной Африке. Но до этого он в течение трех лет руководил "темплтоновским" бизнесом в России и даже получил аттестат ФКЦБ в качестве управляющего активами.
"Мои полномочия ничем не отличаются от job description директоров представительств компании в других странах мира, - отмечает Алексей Хижняк из Boots Healthcare CIS. - Я в той же степени самостоятелен в принятии решений как по организационным, так и по финансовым вопросам".
"Я полностью отвечаю за результаты финансового года и поэтому самостоятелен в планировании работы представительства, в постановке задач и выборе средств их достижения", - говорит Андрей Осипов из Seagram.
"Организационная структура, коммерческая политика представительства и все связанные с этим вопросы полностью находятся в моем ведении, - рассказывает Дмитрий Каменский из Lucent Technologies. - Разумеется, я действую в рамках общей стратегии компании и по наиболее важным вопросам (например, по инвестициям я должен координировать свою работу с головным офисом), но так работают топ-менеджеры во всем мире".
Впрочем, число россиян, возглавляющих филиалы иностранных компаний, пока на порядок меньше общего штата менеджеров-экспатриатов. Многие мультинациональные компании до сих пор ограничивают рост своих российских сотрудников должностями руководителей направлений и начальников отделов, хотя и не говорят об этом напрямую. Вряд ли, например, Coca-Cola, Nestle или Sun Interbrew в обозримом будущем решатся передать генеральное управление своими структурами менеджеру-россиянину. У некоторых компаний в этом просто нет необходимости, потому что значительная часть оперативной работы в них давно передана россиянам, на том или ином уровне включенным в деятельность топ-менеджерской команды. Так, например, происходит в компании "Трансмарк" - "дочке" пивоваренной корпорации SAB, где три из шести директорских должностей занимают россияне.
Как возглавить западную компанию
Из опыта российских топ-менеджеров, добравшихся до первых позиций в московских офисах западных компаний, можно вывести следующие рекомендации