Эксперимент или стремление к экспансии: зачем «Яндексу» компания в Армении

«Сервис для развития поиска и облака», «внутренний эксперимент, направленный на продвижение сервисов» — так в близких к «Яндексу» кругах объясняют появление нового бренда Beyond ML. Компанию с таким названием IT-гигант зарегистрировал в Армении, а среди прочих целей его создания в кулуарах звучит «развитие международных ответвлений». Источники расходятся в том, войдет ли новая компания в состав «компромиссного раздела» активов, или же останется за командой РФ. Процесс переговоров и так не протекает легко, утверждают они.

В структуре компании — десять стартапов

«Яндекс» зарегистрировал в Армении холдинговую компанию Beyond ML, следует из расследования, которое в четверг опубликовал RTVI. Авторы обратили внимание на появившиеся на HeadHunter вакансии для стартапов Smelter и Lawrify. И та, и другая компании принадлежат компании Beyond ML.

Из официального сайта Beyond ML следует, что это «венчурная студия для стартапов в сфере машинного обучения», зарегистрированная в Ереване. Отмечается, что подразделения компании открыты также в Нью-Йорке, Белграде и Севилье. Еще одно юридическое лицо Beyond ML Inc. зарегистрировано в США.

Выписка из реестра юрлиц Армении указывает на то, что Beyond ML зарегистрирована в Ереване 30 марта текущего года. А ее владельцы — Дмитрий Степанов (судя по документации, директор «Яндекса» по новым продуктам) и Максим Загребин (глава «Яндекс. Поиска», также судя по документации).

Сам сайт заработал в апреле, его IP-адрес принадлежит «Яндексу». На сайте Beyond ML перечислены названия шести проектов, которыми занимается компания. Это прогнозы погоды, оказание юридических услуг, медиа аналитика конкурентов, электронная торговля и платформа для модерации контента. Из расследования следует, что сервисы Neurodub, askthecrowd, Tune The Model и Tune The Ads также принадлежат новой компании. Некоторыми из этих десяти стартапов руководят экс-менеджеры российского IT-гиганта.

Новый бренд — результат стремления к международному развитию

Источник, близкий к топ-менеджменту «Яндекса», рассказал изданию, что новый бренд появился в результате «внутренней конкуренции подразделений». Он заявил, что в последние годы IT-гигант стремился к развитию за рубежом. И если у «Яндекс GO» за границей шло развитие бренда Yango, то у подразделения «Поиска, облачных и рекламных технологий» такого формата до этого не было, и Beyond ML эту потребность закрыл.

В ответ на запрос ТАСС в «Яндексе» заявили, что Beyond ML является внутренним экспериментом, созданным для продвижения B2B-сервисов. Также здесь опровергли какую-либо связь бывшего гендиректора ГК «Яндекс» Аркадия Воложа с Beyond ML.

По данным агентства, в данный момент компания ищет сотрудников в Сербии и Штатах. На сайте уточняется, что над ее стартапами трудится около сотни человек по всему миру, при этом команды работают удаленно — в Белграде, Ереване, Севилье и Нью-Йорке.

Корреспондент «Компании» также обнаружила на агрегаторе «Яндекса» вакансию руководителя группы ML в команду качества Геопоиска. Потенциальному кандидату предстоит адаптировать Яндекс.Карты под поисковые запросы пользователей. В качестве локаций для возможной работы, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, указаны Ереван и Белград.

Давние планы

О том, что «Яндекс» вследствие договоренности может разделиться на две части — российскую и международную, СМИ писали еще в мае. Тогда предполагалось, что новая структура может открыться в Ереване, а альтернативным вариантом называли Тель-Авив.

В июле стало известно, что у IT-гиганта появится офис в Армении, направленный на координацию деятельности компании в странах СНГ. Тогда же появилась информация о регистрации «Яндексом» юрлица в Сербии. Учредителем сербского представительства Яндекса стал Петр Попов, в конце  апреля возглавивший ООО «Яндекс.Технологии» и бизнес-группу поиска, рекламных и облачных сервисов. В самой компании это объясняли технической формальностью, напоминая, что у компании существуют подразделения в разных городах России и мира.

В то же время собеседник «Компании» из IT-кругов слышал, что в сербский офис сейчас набирают людей, которые будут заниматься в том числе развитием беспилотников и «Яндекс.Практикума», то есть сервисов, которые, по информации источников The Bell (признан иноагентом), живущий уже несколько лет в Израиле Волож давно мечтает развивать за рубежом. Впрочем, тогда речь шла о том, что раздел может коснуться и «облака». Издание писало, что «Яндекс» в ходе сделки может разделиться на российский и международный бизнесы, называя это «компромиссным разделом».

В конце ноября информацию о подготовке к реструктуризации активов подтвердили в самом холдинге. Сценарий разделения бизнеса на российское и зарубежное направления обсуждает совет директоров «Яндекса», заявили здесь. В компании добавили, что головная структура Yandex N.V., зарегистрированная в Нидерландах, выйдет из числа владельцев российского бизнеса и будет переименована. Бизнес автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных продолжат работать в России, но их международные части выделят в самостоятельные компании, пояснили в пресс-службе IT-гиганта.

Источники RTVI разошлись во мнении, станет ли Beyond ML частью российской компании или международной структуры. Один из них назвал вопрос «нерешенным», другой полагает, что проект сохранят за командой РФ. Переговоры о передаче прав на беспилотники, облачные сервисы и образовательные программы, с его слов, и так не являются простыми.